РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование нетрадиционных техник в изотворчестве дошкольников - изонить

У детей с задержкой психического развития часто имеют место отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. В этих случаях необходимо максимальное использование различных форм ручной деятельности как важнейшего условия коррекционной работы. Одна из методик, которая может применяться при работе с детьми с особыми возможностями здоровья – это техника рисования «изонитью».

Заниматься с детьми изонитью я начала с 2014 года. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эту технику я использовала на занятиях с детьми в подготовительной к школе группе.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса,
  • т.е. всему, что так необходимо ребенку в школе.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Поэтому для наших детей, учитывая значительную задержку в развитии их умственной сферы, необходимо максимальное использование различных форм ручной деятельности, и предметных действий, как важнейшего условия в коррекционной работе с ними.

В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. Умения и навыки шитья, вышивания, плетения, вязания составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой, а это так необходимо будет нашим детям в дальнейшей жизни, повысит их уровень бытовой компетентности, приучит детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости; поможет в развитии художественного вкуса, фантазии, трудолюбия.

В своей работе я пользовалась методическим пособием Гусаровой Н.Н. –“Техника изонити”, М. Драгового – “Рисование нитью”, О. Леоновой “Рисуем нитью”.

В ходе учебного процесса иногда сокращала количество занятий по одной теме плана, увеличивала по другой, изменяла его последовательность. Например: сократила количество занятий по теме “Изображение углов”, т.к. дети быстро научились изображать различные углы в технике изонити и сразу поняли последовательность их выполнения.

Моделирование из углов (треугольников) изображения предметов детям понравилось больше, т.к. “Осенний кленовый лист” из 5 углов выполнять интереснее, чем осваивать изображение одного угла. Эта работа их увлекла. На примере живых осенних листьев, цветового богатства осени, поэтических произведений, раскрывающих цветовой образ мира, дети легко поняли, что такое холодные и теплые тона, научились подбирать красивое сочетание ниток. Я считаю, что возникновение повышенного интереса к тем или иным темам или даже отдельным вопросам в ходе работы свидетельствует, что учебный процесс идет по правильному пути, развивает пытливость, любознательность, творчество.

Работа состояла из теоретических и практических занятий. Практическая работа составляла основу занятий, но не являлась самоцелью, а была подчинена образовательным и воспитательным задачам.

На основе занятий по изонити я воспитывала у детей стремление доводить начатое дело до конца, учила их соблюдать элементарные правила культуры труда, содержать в чистоте и порядке рабочее место, экономно и аккуратно расходовать сырье и материалы, соблюдать правила безопасности труда; знакомила детей с элементарными основами рисования. Прививала умение использовать знания, ранее полученные на других видах изобразительной деятельности (рисования, аппликации). Знакомила с основами общей и специальной композиции. Развивала умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, подбирать красивые сочетания ниток в узоре.

Старалась внушать детям, что выполненная ими работа не должна быть механическим копированием образцов (это творческий процесс); научить сознательно подходить к выбору узора, самостоятельно составлять несложные рисунки для изонити; вселить уверенность в себя, свои возможности. Когда провели отчетную выставку, порадовало то, с каким интересом дети рассматривали свои работы, как оценивали свои работы и работы товарищей, находили в них красивое и недостатки, с гордостью сознавали, что работы, созданные их старательными умелыми руками, заслуженно привлекают внимание посетителей выставки, в том числе их родителей.

Результат работы детей в технике изонити, показал, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки, а, следовательно, коррекционная значимость этого вида ручного труда неоспорима.

Большинство детских работ еще просты по содержанию, не сложны по композиции, но это самостоятельные, творческие работы, выполненные с большим желанием и старанием и за каждой из них – ребенок, со своим характером, со своим внутренним миром. Очень важно развивать этот мир, прививая ребенку чувство прекрасного, что мы и стараемся делать на каждом занятии.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены