РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование духовных ориентиров личности на уроках истории и во внеурочное время

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №1»
Преподаватель общественных дисциплин,
Мамедова Ольга Анатольевна

Отечественные историки и социологи отмечают, что за последние 30 лет коллективная память о прошлом в России претерпела глубокие изменения.

Указом Президента от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей» была поставлена задача сохранения и укрепления традиционных ценностей как основы российского общества.

Свою задачу учителя вижу, как необходимость идти впереди времени, обеспечивая связь поколений. Ради выполнения этой задачи в конце 90-х было создано патриотическое объединение «Родина». Наше содружество патриотов в основе своей деятельности осуществляет программу «Мы – граждане Росси» до 2025 года.

С распадом Советского Союза прекратило существование государство как формы правления. А люди, носители традиций, остались. Да, для них это была трагедия вдвойне – они лишились государственной поддержки и гаранта незыблемости их духовных ценностей.

Вот почему возрождение новой России начиналось не с нулевого цикла. История страны – это история российских семей. Самых активных представителей разных профессий и разный возраст объединяет гражданская ответственность, стремление стать профессионалом и неравнодушное отношение к Отечеству. Для многих ребят знакомство с идеями патриотизма начиналось в учебном заведении. Здесь они включались в работу по сбору информации об истории своей семьи, малой родины и России.

Так, в результате исследовательской работы рождались проекты для ежегодного участия в муниципальных краеведческих конференциях «Мицулёвские чтения». Одним из ярких примеров стала совместная работа Любови Коноваловой со своей бабушкой: «Война для меня – это…». Примечательно откровение студентки: «А ведь наш разговор мог бы и не состояться. Я могла бы не успеть». Несломленное поколение, хранившее генетическую память победителей, открыло внукам свою духовность.

Различные формы работы: исследования, информационные часы и дискуссионные площадки обеспечивают единство образовательного и воспитательного пространства.
Сегодня мир меняется быстро и на наших глазах. В прошлом учебном году 9 декабря, в день героев Отечества, мы провели дискуссионную площадку «Завещание Александра Невского».

Новгородцам удалось построить такое общество, за которое они без колебаний веками отдавали жизни на полях сражений. Если русские в Великом Новгороде чувствовали себя так комфортно, то значит стоит изучать новгородский феномен.

С раннего возраста своих детей новгородцы вкладывали в их души идеалы служения Святой Софии и Господину Великому Новгороду. Новгородцы постоянно прославляли своих героев и на их примерах воспитывали своих юношей. Слава героев снисходила на весь их род и вдохновляла потомков на ещё более славные подвиги.

Мощь Новгородской республики покоилась на высоком национальном чувстве новгородцев и их глубокой национальной вере. Закваска национального характера была столь крепкой, что после падения республики жители Новгорода своими нравами ещё долго выделялись среди других российских этнических групп.

Вывод, который сделали участники мероприятия: Патриотизм как национальная идея не был военной составляющей защитников земли, он пронизывал все сферы жизни.

Патриотизм был образом жизни, традицией, передаваемой по наследству.

Сегодня государство активно включается в проблему возрождения гражданской идентичности. Новые проекты: «Разговоры о важном», «Россия – моя история» работают на патриотизм и гражданскую идентичность. Для учителя – это огромная возможность вести диалог с молодёжью, используя богатый материал межпредметных связей и разнообразный методический инструментарий.

32 часа элективного курса просто необходимы. Дополнительное время, когда мы можем сконцентрировать свои знания и сделать мощный акцент на сопричастности личной истории с историей Отечества.

Тему «Становление гражданско – патриотической идентичности» из элективного курса можно изучить, применяя нестандартную методику. Так как в разговорах о важном мы определили подвиг русского народа и тех, кто поднял его, появилась возможность провести занятие в форме эссе.
1. Обоснование темы: исторический материал, который позволил сделать вывод – Страна на грани катастрофы.
2. Пробил час спасения. Множество порядочных людей почувствовали «единачество» - единство. Памятник всему народу.
3. Литературный пример. Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Валентина Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви.

Именно в экстремальных ситуациях человек сбрасывает маску и проявляет истинные черты характера. Так, обычный, ничем не отличающийся от всех, Андрей, отвоевавший 4 года, в конце войны решается на побег. Он не справился со своим эгоизмом. Спасая свою жизнь, он не задумался о последствиях. Предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Жизнь, которой он так дорожил, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки превращают его в загнанного зверя. Когда однажды Андрей услышал волчий вой, он попробовал ответить ему: «ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим». Сохранив свою жизнь, он умер духовно. Сделав недостойный выбор, Андрей убил в себе человека.

Эта проблема встаёт перед мужчинами и сегодня, что делает повесть актуальной.

Студенты делают выводы:

Мужчина – это защитник. Горе для Родины – это горе и для него. Родина – это не только место где ты живёшь, тысячи километров земли. Это твой дом, люди, а среди них и твои близкие. Освободив себя от долга перед Отечеством, Андрей не может даже порог своего дома переступить, посмотреть в глаза людям и своим родителям. Победа, которой радовались все – это была не его победа. А значит и жизнь вокруг (за пределами зимовья, где он скрывался) – не его.

Литература помогает понять душевные переживания человека, уровень его духовности. А данный пример позволяет понять чувства, противоположные патриотизму, единению человека с обществом.
1. Современность. История повторяется. Документ из плена.
Вот мы обосновали необходимость вновь консолидации общества.

5. Выводы.

На основе исторического, литературного материала и современности, студенты делают вывод о необходимости консолидации общества и возрождения гражданской идентичности, то есть восприятия себя, как ответственного гражданина России.

И вот теперь начинается самая кропотливая и значимая работа, которую выразил Сократ в своём девизе: «Познай самого себя».

Работа продолжается на уроках обществознания: «Деятельность», «Общение», «Мораль и нравственность».

В процессе дискуссии и аналитической работы с терминами обучающиеся определяют взаимную связь между государством, гражданской ответственностью и самореализацией личности.

Процесс становления гражданина-патриота представляет собой целостную систему патриотического воспитания, сущностью которого является любовь к Родине:

  • овладение интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России
  • развитие и закрепления осознанного желания и сформированного умения жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество
  • развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту ее интересов и территориальной целостности.

Определяя мораль как сферу культуры, регулирующую при помощи норм поведение человека в труде, быте, семейных и государственных отношениях.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в жизни.

Недостаточно просто знать нормы морали: справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, мудрость. Важнее руководствоваться ими в жизни.

Вывод, который выносим из этих уроков: Государство и личность нужны друг другу. Государству – интеллектуальные, нравственные граждане, осознанно отдающие Родине знания, талант, труд и творчество. А гражданам не обойтись без сильного государства, гаранта незыблемых ценностей. И, конечно, готовность встать на защиту этих ценностей и территориальной целостности.

Чувство «мы», объединяющее человека с общностью, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и ощущать себя более уверенно в новых социальных условиях.
Каждый человек бесценен, его жизнь нельзя повторить. Но можно изменить.
Глупец мечтает изменить всё, а мудрец – себя.

Так мы подготовились к дискуссионной площадке, вооружившись литературными, историческими примерами и волонтёрскими практиками.

По инициативе патриотического объединения «Родина» студенты учебного заведения принимают активное участие в акциях доброй воли: «Посылка солдату», «Письмо защитнику Отечества».

В качестве практикума проводим круглый стол «Пропала совесть» по произведению М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Рабочий материал для размышления

Пропала совесть

По М.Е. Салтыкову – Щедрину

Пропала совесть. По-прежнему толпились люди на улицах и в театрах; то догоняли, то перегоняли друг друга. И никто не догадывался, что что чего – то вдруг стало недоставать, что в общем жизненном оркестре перестал играть какой – то инструмент.
Многие даже начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, обманывать, наушничать и клеветать. Люди не шли, а как будто неслись. Ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься. И настоящее, и будущее – всё, казалось, так и отдавалось им в руки, - им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Люди поняли, что они освободились от последнего ига и спешили воспользоваться плодами этой свободы: пошли грабежи и разбои, началось разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, всякий раз удивлялся, как в благоустроенном городе может валяться такое безобразие.
И, бог знает, долго ли пролежала бы бедная изгнанница, если бы не поднял её какой – то пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик.
И вдруг он почувствовал… (1)
И жалкий пьяница передаёт её хозяину кабака. И тот, под влиянием совести… (2)
Не выдержал кабатчик и выбросил совесть. И начала совесть переходить из рук в руки… (3)
И тогда последнему своему содержателю совесть взмолилась: отыщи ты мне маленькое русское дитя. Пусть неповинный младенец приютит меня в своём чистом сердце. Так и случилось.
Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком. И будет в нём большая совесть. Исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия. Потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

Вопросы.
1. Допишите рассказ в предложениях под цифрами (1), (2), (3)
2. Почему люди не замечали пропажу совести?
3. Почему люди, кому в руки попадала совесть, не могли с нею жить?
4. Почему совесть стала расти и крепнуть в сердце маленького ребёнка?

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно – нравственных ценностей.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 -2025 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2020. shtml.3.

3. И.А. Зимняя. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с.

4. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография. М.изд. РАГС 2007г.71с.

5. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

6. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие// [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14.php.

7. Сущность воспитания // [Электронный ресурс] // (http://spb-tei.ru/2005/09/16/sushhnost-vospitanija.html.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены