РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Статья на тему «Актуальные проблемы культуры речи»

Автор:
Глинская Надежда Александровна
учитель русского языка и литературы
педагог дополнительного образования
Хоботовского филиала МБОУ Новоникольская СОШ

Профессиональная деятельность учителя-словесника непосредственно связана с речевым общением. Такие качества, как правильность, выразительность и точность, — необходимые атрибуты хорошей речи учителя, что является немаловажным условием его педагогического мастерства. Учитель со слабо сформированной речевой культурой не способен создать культурно-развивающий потенциал, воздействовать на личность ученика. А роль учителя особенно значима в настоящее время, так как наблюдается снижение уровня речевой культуры. Это проявляется в ослаблении литературно-языковой нормы, отсутствии четких границ употребления книжной и разговорной лексики, расширении сферы использования жаргонных слов и выражений, изобилии англицизмов. Кроме того, наблюдается отсутствие элементарных навыков свободного устного речевого общения, умения строить монологическую речь, организовать профессиональный диалог и управлять им. По мнению В.В. Виноградова, «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим разнообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

Культура речи — распространённое в российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.

В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.
Культура русской речи как научная дисциплина складывалась в русистике начиная с 20-х. г.г. ХХ в. В настоящее время под культурой речи понимается «такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев). Как видно из определения, культура речи — понятие многоаспектное, включает 3 составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Одним из важнейших признаков культуры речи является правильность. Ортология (наука о нормах правильной речи) как слагаемое речевой культуры предполагает владение нормами современного русского литературного языка, которые едины и обязательны для всех носителей языка, независимо от социального, образовательного, возрастного и т.д. уровней. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект считается одним из важнейших. Нормы литературного языка — это совокупность определенных правил, принятых в языковом коллективе как результат выбора одного из вариантов употребления в качестве обязательного для образованной части общества.

Нормы охватывают все уровни языковой системы. Различают орфоэпические, словообразовательные, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы,

Знание норм тесно связано с кодификацией языка. Кодификация литературной нормы — это ее официальное признание и описание в грамматических словарях, справочниках. Совершенствование ортологических знаний представляет собой выполнение разнообразных упражнений на отработку норм литературного языка, что позволит почувствовать красоту правильной нормированной речи, убедиться в собственной лингвистической компетентности.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

Эффективность речевого общения зависит не только от уровня владения языком, но также и от того, насколько инициатор речи достигает поставленной цели и обеспечивает согласие с коммуникантом. Он должен ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения. Начальным этапом может послужить обращение к художественному тексту, на материале которого проводится обучение коммуникативно-языковому анализу речевого поведения участников общения в зависимости от ситуации.
Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы.

Сейчас наша речь в хаотическом состоянии, потому что правила речевого общения усваивать неоткуда. Они, к сожалению, не исходят из семьи, школы и т. д. «Образцы» речевого поведения мы получаем со страниц бульварных газет, с экранов телевидения, где телеведущие самых популярных ток-шоу не стесняются в выражениях. Для многих нормой речевого общения стала жаргонная лексика, которая все больше пополняется тюремным жаргоном. Читать стало немодным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы просто не выдерживают никакой критики. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. Отсюда – отсутствие языкового чутья и вкуса.

Очень часто можно слышать вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику. Одни относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, другие - равнодушны к речевому поведению окружающих, третьи - считают такую лексику вполне нормальной, т.е., уже привыкли.

Полезно видеть разницу между культурой самого языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным нормативным языком. Что значит владеть культурой языка? Уметь склонять числительные, знать, что нужно говорить звонит, есть, а не кушать, помнить, что глаголы одеть и надеть имеют разные оттенки значения, что предлог благодаря управляет не родительным, а дательным падежом, что нужно быть в ладах с орфографией и многое-многое другое. Это основа основ, поэтому надо владеть культурой языка - основой культуры речевого поведения.

Необходимо также помнить, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения. Именно они сейчас преданы полному забвению и нуждаются во всенародном обсуждении, или, как сейчас принято говорить, референдуме. Здесь надо говорить о несоответствии, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. То есть о таком соответствии общечеловеческим нормам вежливости, доброты, этикета, которое необходимо для общества.

В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Русский язык переживает в настоящий момент кризис, причем очень глубокий. Жаргонизация, многочисленные американизмы, употребление ненормативной лексики вследствие снижения культуры - таково современное состояние нашего языка. Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать? Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о «счастливой любви» - не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка. Язык - явление постоянно меняющееся, но, одновременно, сохраняющее свою основу, свой стержень. И современное состояние языка - лишь один из этапов его развития, пусть и кризисного, но все-таки развития. Наша задача состоит лишь в том, чтобы не допустить полного опошления языка, его тотальной варваризации и жаргонизации.

Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении.

При выполнении заданий, имеющих целью научить речевой коммуникации в деловой сфере, важным является коммуникативная целесообразность высказывания; особое внимание следует уделить вариативности и эффективности выбора в разных ситуациях общения. Способность создавать тексты в различных профессионально-значимых сферах является результатом успешного обучения речевому мастерству. Для этого рассматриваем нормативный аспект культуры речи.

Вопросы правильного литературного произношения изучает раздел – орфоэпии. При изучении следует помнить о двух основных стилях произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного, распространенного в обиходно-бытовом общении. В основу литературного произношения положено старомосковское произношение, на которое впоследствии «наслоились» варианты петербургского произношения.

Произносительные нормы: по старомосковским нормам буквенное сочетание ЧН должны произноситься как (ШН). В настоящее время (ШН) сохраняется лишь в некоторых словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на - ична. В ряде случаев допускается двоякое произношение: булочная.

Акцентологические нормы: русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доска-доски). Из – за этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – встречается в профессиональной речи (компас – компас), в просторечии – свёкла – свекла, является устаревшим (музыка - музыка). Кроме того, в языке существуют с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты (творог – творог).

В сложных словах два ударения: основное и добавочное: древнерусский.

Обычно ударение падает на знаменательные части речи, но возможно ударение на предлог или частицу: на руку, не было.

В русском языке ударение может выполнять смыслоразличительную функцию: замок и замок.

Лексические нормы или нормы словоупотребления, - это:
1) правильность выбора слова из ряда единиц, близкие ему по значению или форме%
2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке%
3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке ситуациях.

Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи её правильности.

Важно обеспечить точность речи при употреблении многозначных слов, омонимов.

При употреблении синонимов следует обращать внимание на различия оттенков смысла (мокрый, влажный, сырой); объемов понятий (способный, талантливый, гениальный); сфер употребления (просить, клянчить); экспрессивных окрасок (глаза – очи).

При употреблении паронимов важно различать их значения.

Точность речи определяется также лаконизмом (употреблением слов, кратко и точно называющих явления, отказом от мнимых слов, то есть плеоназма, и повторов, то есть тавтологии).

Несоблюдение условий создания точной речи приводит к речевым ошибкам.

Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, число существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.

Для развития речевой культуры и речевого поведения необходимо учить детей грамотно использовать речевые формулы общения, поэтому материал на уроках подобран так, что учащимся дается возможность обыграть разные речевые ситуации. Таким образом, на уроке при изучении каждого раздела у школьников формируется и развивается коммуникативная компетенция, охватывающая все виды речевой деятельности: аудирование (работа с аудиозаписями), говорение, чтение и письмо. Учебники по русскому языку действительно отвечают всем требованиям ФГОС ОО и содержат богатый материал по совершенствованию культуры речи учащихся. Исходя из этого, необходимо создать условия для гармоничного усвоения учащимися норм современного русского литературного языка, воспитать интерес к своему родному языку, великой культуре, дать возможность личностного роста каждому ребенку.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены