РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Программа работы классного руководителя с родителями в начальной школе

Емельянова Татьяна Анатольевна

"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Пояснительная записка

Основная цель модернизации сложившейся в последние десятилетия системы образования – повышение качества образования, которое отвечало бы актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются педагоги и администрация школы.

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение семьей духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.

Цель образования на современном этапе – воспитание духовно богатой, высокультурной и нравственной личности. Большая роль в этом принадлежит семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни ребенка. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт. Первые впечатления от окружающей жизни ребенок получает в семье, на их основе формируется характер. Влияние семьи потому так сильно, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание». Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, должны хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволит им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы педагоги выбирают направления и формы работы с родителями.

Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

  1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
  2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
  3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы:

Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.
Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей.

Целью программы является, процесс формирования нравственного воспитания при взаимодействии классного руководителя с родителями через нетрадиционные формы работы.

Задачи:

  1. формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей;
  2. формирование координации деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
  3. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, семейные конкурсы, спортивные соревнования, туристические походы и экскурсии );
  4. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Основные направления формы работы с семьёй

  • психолого - педагогическое просвещение родителей (совместно со школьным психологом и социальным работником) родительские университеты
  • индивидуальные и тематические консультации
  • тренинги
  • конференции
  • родительские собрания
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс дни творчества
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
  • родительское общественное патрулирование
  • шефская помощь
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом участие родителей класса в работе попечительского совета школы
  • участие родителей класса в работе родительского комитета
  • участие в работе общественного совета содействия семье и школе

Методы работы с родителями:

  • наблюдение;
  • индивидуальные беседы;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • диагностика;
  • анализ детских рисунков и рассказов о семье;
  • метод коллективно-творческой деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Совместные родительские собрания;
  • Концертные спектакли;
  • Семейные конкурсы;
  • Спортивные соревнования;
  • Семейные просмотры фильмов и их обсуждение;
  • Туристические походы и экскурсии;
  • Участие родителей и детей в выставках.

Формы участия родителей в управлении ОУ:

  • инвесторы-спонсоры;
  • социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • эксперты качества образования;
  • защитники прав и интересов ребенка.

Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Система программных мероприятий

Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:

  • изучение семей учащихся;
  • работа с родителями;
  • работа с проблемными семьями;
  • сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
  • работа с семьей в системе дополнительного образования;
  • сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом

1. Изучение семей учащихся

Цель: Предусматриваются:

  • изучение семей учащихся;
  • создание банка данных;
  • формирование единых педагогических требований;
  • составление социальных паспортов семей;
  • посещение семей;
  • диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.

2. Работа с родителями

Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

Предусматриваются:

  • классные родительские собрания;
  • занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
  • дни «открытых уроков»;
  • тематические собрания с привлечением специалистов
  • индивидуальная работа с родителями;
  • внеклассные мероприятия с привлечением родителей (Праздники «Мир моей семьи» ).

3. Работа с проблемными семьями

Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Предусматриваются:

  • регулярное посещение проблемных семей;
  • проведение малых педсоветов;
  • совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
  • составление банка данных.

4. Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;

Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель». Предусматриваются:

  • работа родительского комитета;
  • поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий;
  • помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:

  • Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
  • Взаимное уважение.
  • Справедливость по отношению к детям и родителям.
  • Повышение авторитета родителей.
  • Соблюдение принципов педагогической этики.

5. Работа с семьей в системе дополнительного образования

Цель: развитие творческих способностей учащихся.Предусматриваются:

  • оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции;
  • привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;

6. Сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом

Цель: Вовлечение психолога, логопеда в воспитательный процесс класса.

Предусматриваются:

  • беседы с психологом, логопедом;
  • оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса

Сроки и этапы реализации Программы

Программа ориентирована на 2015-2019 годы.

  • 1 этап реализации Программы – ориентировочный (2015-2016гг.)

На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

  • 2 этап – основной (2016-2018)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.

  • 3 этап - обобщающий (2018 – 2019 гг.)

Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.

Принципы реализации Программы

Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

  • Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, учителю, ребёнку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.

Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:

  • осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
  • включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
  • овладение способами проектирования собственной деятельности;
  • предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
  • ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
  • привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:

  • формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
  • осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
  • определение для решения творческих задач и совместный поиск путей их решения;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:

  • выявление и учёт интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
  • опору на положительные стороны родителей и детей;
  • раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
  • доверие ребёнку и родителям;
  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребёнка;
  • подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребёнку, к решению возникающих проблем;
  • принятие, учёт традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
  • восприятие, оценку поступков ребёнка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
  • заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
  • обеспечение свободы совести, вероисповедания ребёнка и родителей;
  • содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
  • забота о здоровье ребёнка, о здоровом образе жизни;
  • создание ситуаций проявления взаимного понимания, заботы о семье, детях, родителях.

4.Управление взаимодействием школы и семьи

Этот принцип означает:

  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и классных коллективов;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия учителей и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организация изучения и обобщения передового опыта взаимодействия учителей и семьи, родителей т детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия учителей и семьи, родителей и детей;
  • подготовку учителей, учащихся и родителей к совместной деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
  • стимулирования взаимодействия школы и семьи.

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями.

  • Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Ожидаемые и прогнозируемые результаты:

В целях повышения эффективности семейного воспитания и укрепления взаимодействия с семьёй должно быть:

  • совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;
  • работа над устранением причин и условий, которые способствуют созданию конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми путём оказания семье действенной психолого-педагогической помощи;
  • работа по широкому включению в воспитательный процесс школы родительской общественности (школьного родительского комитета, совета профилактики, Совета школы);
  • оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
  • работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;
  • активное включение в работу с семьёй социального педагога, психолога, педагогов дополнительного образования и др.;

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей;
  • уровень вовлеченности в реализацию программы «Вместе» учителей, родителей и учащихся класс;
  • положительные отзывы партнеров и участников программы;
  • новые формы сотрудничества семьи и школы.

Исполнители мероприятий программы.

  • Ученический и родительский коллективы 1Б класса, педагогический коллектив.

Содержание программы.

Подготовительный этап

Задачи подготовительного периода к школе.

  • познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, на¬выкам в 1 классе;
  • выявить уровень воспитанности и индивидуальных особенностей каждого учащегося и наметить план коррекционно-развивающей работы;
  • выявить уровень познавательных способностей, физиологического здоровья детей, воспитательных возможностей каждой семьи, мотивации подготовки к школе.
  • познакомить с педагогическим опытом, позволяющим ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни.

Ребенок и родители на пороге школьной жизни.

Для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей. Дезадаптация происходит, потому что семья не поддерживает ребенка в новом качестве. Ребенок пошел в первый класс, а семья осталась на предыдущей стадии жизненного цикла – на дошкольной. Под готовностью семьи к обучению ребенка в школе подразумевается адекватная родительская позиция, наличие в семье четких внутренних правил, и разумная включенность семьи в социум. Для оптимальной, благоприятной для развития ребенка родительской позиции характерны:

  • Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка родителями психических особенностей своего ребенка, построение ее взаимодействия на ее основе.;
  • Динамичность – способность изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка применительно к изменяющимся ситуациям и условиям жизни семьи;
  • Прогностичность – направленность воспитательных усилий на будущее ребенка, его дальнейшую жизнь;
  • Наличие в семье четких внутренних правил – переход с дошкольной стадии жизненного цикла семьи на школьную за полгода до поступления ребенка в школу.
  • Разумная включенность семьи в социум – семьи по разным причинам игнорируют социум, общество, общественную жизнь, ведут обособленный образ жизни.

Для оказания эффективной индивидуальной помощи своим воспитанникам и их родителям необходимо глубоко изучить семьи.

  • до поступления в школу провести диагностику среди родителей - «Экспресс - портрет будущего первоклассника», помогает с первых дней увидеть проблемы детей, определить семьи , которым будет трудно пережить период своей собственной адаптации к школе и своего ребенка;
  • Составить психолого - педагогическую характеристику семьи, наметить направления педагогической работы с семьей, необходимость индивидуальной психологической и социальной помощи. «Экспресс – прогноз состава родительского коллектива».

Обучение родителей, изучение семей целесообразно начинать за полгода до поступления ребенка в школу, когда взрослые полны решимости дать ему достойное образование.

Предварительное знакомство родителей с предлагаемой образовательной программой и ее необходимым ресурсным обеспечением, требованиями, с учителем, со школой, с организации питания, работниками библиотеки, медпункта, администрацией, с укладом школьной жизни позволит подготовить ребенка к первому школьному дню и дальнейшей школьной жизни.

Познакомиться с семьями первоклассников в домашних условиях до поступления ребенка в школу, целью выявления взаимоотношений в семье, стиля семейного воспитания, материального уровня семьи, создание условий для обучения. Важно увидеть ребенка в семье в непринужденной обстановке и выяснить уровень подготовки ребенка к школе и дать родителям нужные советы по подготовке в школу.

Перед началом учебного года учителю необходимо посетить группу детского сада, понаблюдать за детьми в привычной обстановке, стоит прислушаться к мнению воспитателей о характерах будущих первоклассников.

С целью скорейшей адаптации в летний пришкольный лагерь набирают группу детей дошкольного возраста, где происходит знакомство со школой, раскрываются детские характеры, творческие, познавательные и организаторские способности, умение общаться со сверстниками.

В результате подготовительной работы у учителя складываются конкретные представления об учащихся своего класса и их семьях, в дальнейшем это поможет осуществить индивидуальный подход к учащимся и родителям.

Первое родительское собрание проводится перед началом учебного года, необходимо проинформировать родителей о предполагаемой физической и психологической нагрузке школьников, объеме выполняемых домашних заданий, способе их выполнения и системе оценивания. Пригласить детей и родителей для подготовки торжественной линейки, на праздник и первый урок. Посоветовать родителям, какими словами нужно проводить и встретить малыша, как отпраздновать это знаменательное событие в жизни всей семьи. Начиная работу с родителями в подготовительный период, больше шансов и подружиться с ними, и познакомить и подружить родителей.

Период адаптации первоклассника.

Задачи для родителей:

  • осуществить безболезненную адаптацию первоклассников к условиям школьной жизни;
  • научить быстро и эффективно выполнять домашние задания, готовить задания по чтению.
  • помочь построить продуктивные отношения с учителями одноклассниками;
  • укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать внимание, память, речевое развитие младших школьников.
  • изучать родительские запросы, в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции семейных отношений.
  • пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;

Задачи воспитательной деятельности:

  • создать условия для успешной школьной адаптации детей, снижения школьной тревожности;
  • формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;
  • создать условия для развития нравственных качеств личности;
  • формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;
  • создать условия для развития творческих способностей, коррекции индивидуального развития.

Адаптация к школьной жизни.

Поступление в школу - это переломный момент в жизни каждого человека, кардинально меняющий весь образ жизни ребенка. Свойственная дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений. Теперь ребенок должен сломать ранее существующий уклад жизни, систематически и напряженно трудиться, четко соблюдать режим дня подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. Адаптация требует психического, физического напряжения, является для первоклассника стрессовой, без понимания, поддержки и помощи родителей ребенку самостоятельно справиться сложно. К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошко¬льников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уро¬вень объективной готовности повышен. Все это значительно усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте. Ребенок не осознает значимости школьной жизни, не понимает своей роли ученика, и еще долго не будет понимать значения и необходимости познавать мир, овладевать знаниями, стремления стать грамотным, поэтому работа по оказанию помощи детям в овладении наук и успешной адаптации строится с родителями. Семья поддерживает его в новом качестве, помогает осознать значимость школьной жизни, вселяет веру в свои силы, помогает преодолеть первые трудности. Обучение становится важным и значимым делом всей семьи.

Наиболее целесообразно проведение родительского собрания через неделю или две после начала обучения, когда выявятся самые болезненные «точки» первоклассника.

Младший школьный период.

Задачи младшего школьного периода для родителей (2-3 класс)

  • познакомить родителей с системой требований к знаниям, умениям, на¬выкам в 2- 3 классах;
  • сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
  • продолжить работу по формированию познавательных интересов ребенка и стимулированию у него потребности делиться с родителями школьными проблемами;
  • сформировать у ребенка доброжелательное, уважительное отношение к людям;
  • укрепить физическое здоровье детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни;
  • сплотить детский коллектив общим интересными совместными делами;
  • помочь самореализоваться личности каждого ребенка независимо от успеш-ности обучения; коррекция индивидуального развития;
  • сформировать у родителей положительное отношение к самим себе, умение принимать себя окружающих людей такими какие они есть: не осуждать, не обижать, научиться прощать и помогать людям, чтобы научить этому своего ребенка;
  • способствовать выработке у родителей потребности, привычки и умения заботиться о своем здоровье, чтобы стать примером для подражания в ответственности за свое здоровье;
  • пропагандировать психологические и педагогические знания среди родителей;
  • повысить родительскую активность в решении школьных проблем;
  • разнообразить методы семейного воспитания.

Задачи воспитательной деятельности:

  • продолжить работу по активизации познавательных процессов и способностей ребенка, повышению учебной мотивации;
  • сформировать навык самоконтроля, умение работать со справочной, научно – познавательной литературой;
  • создать условия для раскрытия творческого потенциала детей, развивать интересы и склонности детей, повышать уверенность в своих силах;
  • формировать коммуникативные навыки, продолжать работу по созданию сплоченного, дружного, инициативного коллектива;
  • формировать позитивную моральную позицию;
  • повышать уровень самоконтроля а отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения с одноклассниками, родителями, учителями.
  • укреплять физическое здоровье детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;

Период самосовершенствования, адаптация к переходу в среднее звено.

Задачи работы с родителями (4 класс):

  • побудить учащихся и их родителей к самосовершенствованию;
  • спланировать сотрудничество родите¬лей и педагога по повышению уровня нравственности воспитания четверо¬классников;
  • помочь в осуществлении преемственности между начальной и средней школой;
  • создание ситуации успеха, активизация внутренних ресурсов;
  • формирование и поддержание высокой школьной мотивации – залог успешности младшего школьника при переходе в среднее звено;
  • организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности, развитие и формирование коммуникативной культуры;
  • создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуального и творческого потенциала.

Цели и задачи воспитательной работы в 4 классе для учащихся.

  • Формирование положительного отношения и интереса к учению, навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, целостной психологической основы обучения, способности чувствовать, понимать и уважать не только себя, но и других.
  • Развивать познавательные способности (внимание, память, воображение, речь, логическое мышление) и умения, учить детей учиться. Воспитывать любознательность, самостоятельность, ответственность, радость познания, активную жизненную позицию, стремление познавать окружающий мир.
  • Формировать у юных граждан патриотическое сознание, чувства верности и любви к своему Отечеству и родному краю, расширять знания о России, родном крае, истории, культуре и традициях, прививать учащимся чувство глубокого уважения и почтения к символам Российской Федерации.
  • Способствовать полноценному развитию личности, творческому развитию способностей каждого ребенка, помочь реализовать себя как индивидуальность в общественной организации школы и класса.
  • Вооружать учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, Воспитывать навыки и привычки эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
  • Воспитывать личность, осознающую достоинство человека, милосердие, совесть, справедливость и уважение, чуткое, доброжелательное отношение к родным, близким, товарищам, одноклассникам, ко всем окружающим людям.
  • Воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь и бережное отношение к окружающей среде.
  • Формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни, потребность в здоровье и сознательном отношении к нему, нравственную культуру, самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию.
  • Создать благоприятные психолого-педагогические условия для саморазвития и самореализации, самоутверждения личности ребенка, стремление детей к самосовершенствованию, сохранения неповторимости, его успешной социализации в обществе.
  • Совершенствовать организаторские умения, формулировать цель и планировать работу по достижению цели, осуществлять контроль за ходом и выполнением, высказывать свою точку зрения, анализировать полученные результаты, формулировать выводы, поддерживать инициативу и творческий поиск решения проблемы, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Формы и методы взаимодействия

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц).

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Используются также конкурсы родительских комитетов, ролевые, организационно-деятельностные, деловые игры родителей, психологические тренинги, "эстафеты семейных традиций" и др. формы.

Классные родительские собрания необходимо проводить 1 раза в четверть, дополнительно решая индивидуально возникающие в процессе работы проблемы.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

  1. Ребенок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребенка.
  3. Единственный ребенок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребенок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Этапы проведения чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии
  • учитель собирает и анализирует информацию
  • определяет список литературы по данному вопросу
  • изучение литературы родителями
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

  1. Первый год ребенка, каким он был.
  2. Каким я вижу будущее своего ребенка.
  3. Друзья моего ребенка.
  4. Праздники нашей семьи.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • тематические консультации
  • родительские чтения
  • родительские вечера

Структура родительского комитета класса

Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на один учебный год. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет (председатель) участвует (при необходимости) в заседаниях совета школы, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:
-помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
- влиять на формирование культуры родительского общения;
- быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:
- активно участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;
- помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
- принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя. Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

Состав родительского комитета:
1. Председатель родительского комитета.
2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.
3. Казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в
целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его
компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются:
а) протоколы заседаний родительского комитета;
б) положение о родительском комитете школы;
в) план работы родительского комитета на учебный год или полугодие;
г) график заседаний родительского комитета.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены