РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Отношение родителей к ребёнку - главный механизм развития личности

Малыхина Галина Алексеевна
КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,
педагог-психолог, г. Борисоглебск

По отношению к детям со стороны членов семьи существуют как собственно воспитательный подход, всегда подразумевающий активное, целенаправленное отношение к ребенку, так и подход к самому факту его существования.
Следовательно, мы можем говорить об аномалиях отношения родителей к ребенку в целом и аномалиях воспитательного подхода в частности.

Известно, что отношение к ребенку отца и матери — один из важнейших механизмов развития его личности. Ребенок является одним из узлов сети тех отношений, которые включают чувства любви либо неприязни, эмоционального принятия и поддержки либо холода и отвержения, элементы которых присутствуют в любой семье. В семьях подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами подобная сеть эмоциональных взаимоотношений подвергается особенно сильным испытаниям и деформациям.

Долгое время считалось, что причиной возникновения этих расстройств является недостаток любви со стороны родителей или полное ее отсутствие. Впоследствии было внесено ряд существенных уточнений, касающихся этих представлений. Так, М. Porot выделил два психопатологических синдрома пограничных нервно- психических расстройств у подростков: «депривации» и «фрустрации», при которых ребенок лишен чувства привязанности и находится в состоянии пренебрежительного невнимания и покинутости самыми близкими для него людьми.

В то же время ряд авторов (Адлер А., 1997; Лакосина Н. Д., 1970; Мясищев В. Н., 1960) у детей с неврозами отмечает высокую степень привязанности к родителям до заболевания. Основываясь на выводах О. Н. Mowrer (1950) , подросток усваивает поведение родителей в качестве модели, при этом отрицательные черты родителей чаще имитируются детьми, что отмечалось еще в далеком 1929 г. М. И. Иогихесом.

Согласно другим исследованиям, чрезмерная привязанность детей может создаваться авторитарной или тревожно-мнительной матерью, а также зависит от чувства неуверенности детей и их повышенной потребности в безопасности (Sullivan Н. S., 1983).
Однако благополучие семьи определяется не только личностными особенностями родителей, но и социальной поддержкой окружения. Сами дети получают много от общения за пределами семьи. В то же время социальная изоляция семьи может стать фактором риска для ребенка, так как она противодействует его контактам с окружением.

Акцентуации личности у родителей и нарушение вследствие этого условий воспитания отмечаются в ряде работ как более значимые, чем другие факторы (Кулиш И. Г., 1972; Лакосина Н. Д., 1970, 1976; Федоров А. П., 1992; Brill N. Q., Beebe G. W„ 1964; Hegg J. J„ 1966). В то же время исследования M. Bagendehl-Strindlund (1988) говорят о том, что хотя психические нарушения родителя и представляют собой важный прогностический фактор риска психического заболевания у детей, все же главный фактор риска — это вытекающие отсюда психосоциальные нарушения в семье.

Из психологических особенностей родителей наиболее патогенное значение имеют: возбудимость, эмоциональная неустойчивость, истеричность и тревожность матери (Sullivan Н. S., 1953), нестабильность и импульсивность отца (Эйдемиллер Э. Г., 1972, 1987; Захаров А. И., 1976,1988,1995). Выделяется обсессивный тип матерей, заботящихся о своих детях в соответствии с тем, как это должно, живущих по часам, а не по реальным нуждам ребенка. Они, как правило, аффективны, претенциозны, высокомерны, сухи и честолюбивы, чрезмерно защищают детей и не допускают их активности (Лакосина Н. Д., 1970; Adams P. L. et al., 1972; Cohn J. F., Trpnick E., 1989).

Таким образом, особенности личностных проблем родителей могут быть причиной возникновения нарушений межличностных контактов, что приводит к нервно-психическим расстройствам как родителей, так и детей . Однако насколько роль этого фактора определяется биологическими (генетическими) механизмами, а насколько зависит от прямого влияния среды, в которой происходило воспитание, пока не известно.

Достаточно изученной оказывается патогенная роль недостатка родительской любви и заботы; чрезмерных строгости, требовательности и запретов, попустительства и баловства, непоследовательности, непостоянства, разноречий в требованиях родителей; несправедливости в отношениях вообще, запугивания и страха; дурных примеров родителей, их нервности в целом.
Таким образом, есть основания утверждать, что нарушенные родительские отношения, так же как и личность родителей, неминуемо оказывают свое влияние на методы воспитательного воздействия.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что достаточно продолжительное пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда формируются базовые потребности этого периода развития — потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

Список использованных источников

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Два взгляда на одну проблему // Семья в России.- 1999.- № 1-2. -С. 34-38.
  2. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. - М.:Сфера, 2008.
  3. Дармодехин С. В. Социальный институт семьи: проблемы и направления развития // Семья в России. -2008.- N 1. С. 6 - 14. 
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб. Изд-во Питер, 2006 - 176 с.
  5. Карцева Л. В. Семья в трансформирующемся обществе.-Казань: Казан, гос. энерг. ун-т, 2003.- 155 с.
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. - М.: Изд-во Педагогика, 1987 - 160 с.
  7. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, 36.Т.А. Зинкевич -Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2006 - 360 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены