РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание патриотической и гражданской позиции обучающихся на основании добровольческой деятельности

Цуканова Н.И.

Воспитание патриотической и гражданской позиции обучающихся на основании добровольческой деятельности.

Сейчас очень много говорят о падении нравственных позиций молодого поколения, об отсутствии альтруизма и высоких патриотических и гражданских начал. Я абсолютно не согласна с данным утверждением. На мой взгляд, наоборот сейчас происходит возрождение духовных основ нашего подрастающего поколения. В доказательство я хочу привести исследования, которые я проводила на базе своих классов.

Прежде всего, разберемся, что такое гражданская позиция и патриотизм.

Понятие «гражданская позиция » подразумевает под собой не только соотнесение человека с определенным государством на общекультурной основе, но и активное участие этого человека в жизни государства. [1].

Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества. [2].

И моей задачей стало изучение уровня сформированности этих компетенций моих обучающихся.

Я являюсь классным руководителем старших (10-11) классов на протяжении 6 лет. Это три выпуска, с помощью которых мною были проведены исследования понимания гражданской позиции и патриотизма, как оно менялось в зависимости от состава класса.

Все мы знаем, что любовь ребенка к Родине начинается с любви к близким, друзьям, семье, школе, малой Родине, и только после этого у юного гражданина формируются любовь к огромной и великой России.

И поэтому на первом этапе исследования учащимся было предложено написать свое полное определение, что значит «Мы- граждане России».

Исследование. «Мы – граждане России»

1. Это ученики, которые дали характеристику гражданина как человека, живущего в каком-либо государстве; человека, имеющего прописку, человека, имеющего связи со своим государством, заботящегося о государстве, любящего свою страну.

2. Это те, кто охарактеризовал закон как нечто, что нельзя нарушать и необходимо соблюдать, главное для гражданина выполнять закон, и тогда он настоящий гражданин РФ. Преступник, нарушающий законы, не может быть истинным гражданином нашей страны.

3. Ученики соотносят понятие гражданин, гражданская позиция с основными статьями Конституции. Дают определение Конституции (сборник законов государства; основной/главный закон государства), утверждают, что она является обязательным и безоговорочным для исполнения. И гражданин - это тот, кто хорошо знает и исполняет Конституцию.

4. Эту группу составили те ученики, которые объяснили, что значит быть гражданином - жить в городе/стране; соблюдать законы; принадлежать государству, нации.

5. Ученики, которые сосредоточились на правах – гражданин это тот, кто имеет следующие права: права на жизнь, на слово/собственное мнение, на жилье, на машину, получить образование, достичь достойного уровня жизни.

6. Ученики, которые сосредоточились на обязанностях: обязанности гражданина: соблюдать законы; защищать свою Родину, оберегать ее историю, помогать городу и тем, кто нуждается в помощи.

Вторым этапом исследования было изучение уровня сформированности чувства патриотизма, и детям был предложен вопрос «Ты бы хотел остаться жить в России?»
Согласились с утверждением 75% ( 1 выпуск), 95 % (2 выпуск, год вхождения Крыма в состав РФ), 85% (третий выпуск) опрошенных и соответственно 25 %; 5%, 15% высказали несогласие, что составляет достаточно высокий процент.

56 %; 70% и 60% учащихся считает, что патриотами можно быть только тогда, когда ты живешь в родной стране и заботишься о ее процветании.

По мнению 58%, 56%, 71% опрошенных патриотизм - есть любовь, которая звучит не только в словах, но и в конкретных делах, чаще всего маленьких, но значимых, в силу своей конкретности.

Патриотизм формируется на базе конкретных дел. Мною был задан один и тот же вопрос последнему выпуску «Как вы понимаете слова: «подвиг народа в Великой Отечественной войне бессмертный?»

Первый раз ребята писали ответ до встречи с ветеранами, которая в нашей школе традиционно проходит 8 февраля , в День освобождения г.Курска от немецко-фашистских захватчиков. До встречи с ветеранами Великой Отечественной войны ответы были в основном формальные:

  • «ветераны освободили страну от фашистского ига»
  • «был сорван план Барбаросса благодаря подвигу народа»
  • «фашистская агрессия была остановлена благодаря подвигу миллионов солдат»
  • «имя солдат неизвестно - подвиг же их бессмертный и на века».

Но когда дети встретились с ветеранами, заботились о них, помогали передвигаться по школе, слушали их рассказы, задавали вопросы. Они увидели перед собой конкретных людей со своими судьбами, тех, кто прошел горнило страшной войны и рассказывает об этом, как о чем-то обычном. Ответы стали очень эмоциональными и проникновенными.

  • «только русский солдат беспощадно бил врагов, но щадил пленных. Только русский солдат умирал, но не сдавался»
  • «я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей»
  • «нет таких темных, злых сил, которые могли бы сломить русскую волю, душу народа России, победить добро в нашем человеке, убить страну».

Чтобы закрепить достигнутые результаты, необходимо все теоретические начинания продолжить в виде конкретных дел, акций, мероприятий.



Цель данных проектов, осуществляемых мною совместно с 10 Б и 11 Б классами, - преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца. Я считаю, что так будут решены основополагающие проблемы современного общества.

  • воспитание активной жизненной позиции в сфере социальной и экологической природоохранной деятельности;
  • вовлечение в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи нуждающимся, чуткому и внимательному отношению к близким, охране природы;
  • формирование осознанной потребности действовать бескорыстно, от души .(Например, участие в озеленении сел и деревень Курской области, поездка в Суджанский район совместно с 11 Б классом для посадки деревьев в парке героев Великой Отечественной войны.)

По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем мир своей любовью» предполагаю, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы, расширят число вовлеченных в проект добровольно; не только осознают в процессе деятельности социальную значимость проекта, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Я, таким образом, прогнозирую повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Обучающиеся 10 Б и 11 Б класса не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь. Социальный проект «Согреем мир своей любовью» расширит практику разного рода волонтерских и иных проектов, которые и включают детей в некоторую активность.

Осуществляемое педагогическое сопровождение на уровне обеспечения понимания и «сопереживания» происходящему». При реализации данного проекта старалась и стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • Гуманизация педагогической деятельности как обязательный принцип системы развивающего обучения.
  • Использование особенностей социума 10 Б и 11Б класса.
  • Обеспечение преемственности на базе национальной культурно-информационной и предметно-бытовой среды как сферы социального становления ребенка

Традиционными стали гуманитарные акции нуждающимся одноклассникам, обучающиеся 10 Б и 11Б класса добровольно собрали набор теплой одежды, канцелярские принадлежности. В течение года регулярно покупают билеты в кино и театр для них .

Библиографический список.

  1. Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» [сайт] / Д.В. Григорьев. -
  2. Крестьянинова Е.Н. Социально-философские аспекты информационно- коммуникативной деятельности. Автореф. дис... канд. филос. наук. — Уфа, 2011. – 24
  3. Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди / / Ильин И. А. Собр. соч. Т. 4. Кн.1. – М.,1995
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены