РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание патриотической и гражданской позиции обучающихся на основании добровольческой деятельностиЦуканова Н.И. Воспитание патриотической и гражданской позиции обучающихся на основании добровольческой деятельности. Сейчас очень много говорят о падении нравственных позиций молодого поколения, об отсутствии альтруизма и высоких патриотических и гражданских начал. Я абсолютно не согласна с данным утверждением. На мой взгляд, наоборот сейчас происходит возрождение духовных основ нашего подрастающего поколения. В доказательство я хочу привести исследования, которые я проводила на базе своих классов. Прежде всего, разберемся, что такое гражданская позиция и патриотизм. Понятие «гражданская позиция » подразумевает под собой не только соотнесение человека с определенным государством на общекультурной основе, но и активное участие этого человека в жизни государства. [1]. Патриотизм (греч. - земляк, соотечественник; любовь к родине) - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её. Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам отечества. [2]. И моей задачей стало изучение уровня сформированности этих компетенций моих обучающихся. Я являюсь классным руководителем старших (10-11) классов на протяжении 6 лет. Это три выпуска, с помощью которых мною были проведены исследования понимания гражданской позиции и патриотизма, как оно менялось в зависимости от состава класса. Все мы знаем, что любовь ребенка к Родине начинается с любви к близким, друзьям, семье, школе, малой Родине, и только после этого у юного гражданина формируются любовь к огромной и великой России. И поэтому на первом этапе исследования учащимся было предложено написать свое полное определение, что значит «Мы- граждане России». Исследование. «Мы – граждане России» 1. Это ученики, которые дали характеристику гражданина как человека, живущего в каком-либо государстве; человека, имеющего прописку, человека, имеющего связи со своим государством, заботящегося о государстве, любящего свою страну. 2. Это те, кто охарактеризовал закон как нечто, что нельзя нарушать и необходимо соблюдать, главное для гражданина выполнять закон, и тогда он настоящий гражданин РФ. Преступник, нарушающий законы, не может быть истинным гражданином нашей страны. 3. Ученики соотносят понятие гражданин, гражданская позиция с основными статьями Конституции. Дают определение Конституции (сборник законов государства; основной/главный закон государства), утверждают, что она является обязательным и безоговорочным для исполнения. И гражданин - это тот, кто хорошо знает и исполняет Конституцию. 4. Эту группу составили те ученики, которые объяснили, что значит быть гражданином - жить в городе/стране; соблюдать законы; принадлежать государству, нации. 5. Ученики, которые сосредоточились на правах – гражданин это тот, кто имеет следующие права: права на жизнь, на слово/собственное мнение, на жилье, на машину, получить образование, достичь достойного уровня жизни. 6. Ученики, которые сосредоточились на обязанностях: обязанности гражданина: соблюдать законы; защищать свою Родину, оберегать ее историю, помогать городу и тем, кто нуждается в помощи. Вторым этапом исследования было изучение уровня сформированности чувства патриотизма, и детям был предложен вопрос «Ты бы хотел остаться жить в России?» 56 %; 70% и 60% учащихся считает, что патриотами можно быть только тогда, когда ты живешь в родной стране и заботишься о ее процветании. По мнению 58%, 56%, 71% опрошенных патриотизм - есть любовь, которая звучит не только в словах, но и в конкретных делах, чаще всего маленьких, но значимых, в силу своей конкретности. Патриотизм формируется на базе конкретных дел. Мною был задан один и тот же вопрос последнему выпуску «Как вы понимаете слова: «подвиг народа в Великой Отечественной войне бессмертный?» Первый раз ребята писали ответ до встречи с ветеранами, которая в нашей школе традиционно проходит 8 февраля , в День освобождения г.Курска от немецко-фашистских захватчиков. До встречи с ветеранами Великой Отечественной войны ответы были в основном формальные:
Но когда дети встретились с ветеранами, заботились о них, помогали передвигаться по школе, слушали их рассказы, задавали вопросы. Они увидели перед собой конкретных людей со своими судьбами, тех, кто прошел горнило страшной войны и рассказывает об этом, как о чем-то обычном. Ответы стали очень эмоциональными и проникновенными.
Чтобы закрепить достигнутые результаты, необходимо все теоретические начинания продолжить в виде конкретных дел, акций, мероприятий. Цель данных проектов, осуществляемых мною совместно с 10 Б и 11 Б классами, - преодолеть равнодушие, развивать социальную и гражданскую активность, научить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца. Я считаю, что так будут решены основополагающие проблемы современного общества.
По окончании деятельности в рамках проекта «Согреем мир своей любовью» предполагаю, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы, расширят число вовлеченных в проект добровольно; не только осознают в процессе деятельности социальную значимость проекта, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу нуждающимся в помощи людям. Я, таким образом, прогнозирую повышение уровня сознательного поведения и соблюдение социальных правил поведения в обществе. Обучающиеся 10 Б и 11 Б класса не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнутся с человеком, которому нужна посильная помощь. Социальный проект «Согреем мир своей любовью» расширит практику разного рода волонтерских и иных проектов, которые и включают детей в некоторую активность. Осуществляемое педагогическое сопровождение на уровне обеспечения понимания и «сопереживания» происходящему». При реализации данного проекта старалась и стараюсь придерживаться следующих принципов:
Традиционными стали гуманитарные акции нуждающимся одноклассникам, обучающиеся 10 Б и 11Б класса добровольно собрали набор теплой одежды, канцелярские принадлежности. В течение года регулярно покупают билеты в кино и театр для них . Библиографический список.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены