РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала ФГОС второго поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Современной школе предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Одной из главных задач педагога становится включение самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. С этой целью в последнее время в образовательный процесс активно внедряется метод проектов.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. На протяжении всего периода работы над проектом учащиеся осваивают коммуникативные действия: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение работать в группах, общение и взаимодействие со сверстниками по совместной деятельности, умение разрешать конфликты. Ученик, получивший в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научившийся анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, будет легко адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию[4,С.143].

Этот метод привлекателен как для учителя, так и для учеников:

  • проект разрабатывается по совместной инициативе учеников и учителя;
  • работа по проекту является исследовательской, моделирует настоящую научную деятельность;
  • проект имеет педагогическое значение: ученики самостоятельно приобретают знания, развивают свои мыслительные способности, овладевают необходимыми способами решения проблем, выстраивают взаимоотношения;
  • проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и изменения в ходе работы;
  • проект позволяет постепенно двигаться к цели.

Мы, учителя русского языка и литературы, используя на уроках метод проектов, ставим следующие цели :

  • образовательные – развивать в учениках языковую рефлексию, продумывать работу с учениками так, чтобы они задумывались над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу, осваивать терминологию, то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания в лингвистике, а также и в других областях гуманитарной науки;
  • воспитательные – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других учеников, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.;
  • развивающие – развивать умение работать самостоятельно со специальной дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать интерес к различным источникам знаний, развивать творческие способности учеников, умение предъявить свою работу другим и т.п.

К основным этапам проектной деятельности относятся:

  • поисковый – определение тематического поля и темы проекта; поиск и анализ проблемы; выдвижение гипотезы проекта; постановка цели проекта; обсуждение методов исследования;
  • аналитический – анализ имеющейся информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта; построение алгоритма деятельности; пошаговое планирование работы;
  • практический – самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого участника группы; промежуточное обсуждение полученных данных;
  • презентационный – оформление конечных результатов; подготовка и проведение презентации, защиты проекта;
  • контрольный – анализ результатов; корректировка; оценка качества проекта; внутренняя оценка работы каждого участника группы, внешняя оценка работы групп[1,С.5-10].

Используя метод проектов на уроках русского языка, родного языка и литературы, мы стремимся повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Поэтому приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. На уроках создаем проблемно – мотивационную среду на уроке разными формами: дискуссией, «мозговым штурмом», организацией «круглого стола», групповой работой, ролевыми играми [2,С.12].
Гуманитарные науки – это плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя русского языка и литературы часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, отсутствие навыка анализа и обобщения.

Поэтому во время работы над проектом могут возникнуть такие проблемные ситуации:

  • ученики не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на «проблемный» вопрос, дать объяснение новому факту в учебной ситуации;
  • ученики не умеют использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
  • ученики не владеют теоретическими знаниями для объяснения выполненного учебного задания[5,С.33-34].

Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Основными правилами успешной проектной деятельности для учащихся являются:

  1. Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.
  2. Группы не соревнуются, а обмениваются информацией.
  3. Все участники проекта должны получать удовольствие от общения друг с другом и от совместной исследовательской работы.
  4. Все участники проекта должны вносить свой вклад в общее дело.
  5. Ответственность за конечный результат несут все участники проекта.

В учебной деятельности необходимо дать каждому ученику возможность соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, артиста, зрителя.

При работе над проектом на уроках литературы невольно происходит диалог культур, содружество искусств, взаимовлияние, взаимопроникновение, взаимообогащение не только литератур, но и всего того, чем богата национальная самобытность каждого народа. При интегрировании литературных произведений со смежными искусствами сопоставляются музыкальные и смежные произведения, отражающие одни и те же нравственные ценности. Постановка вопроса, требующего ответа на уровне литературного произведения и ответа, выходящего за рамки изучаемого произведения, и представляют собой проект.[3, С.4-5]

Только при такой организации учебного процесса обучающие начинают мыслить саомстоятельно, не бояться высказывать и отстаивать свою точку зрения, и только тогда из них вырастают социально-активные граждане, для которых патриотизм – это конструктивное действие , а не пассивное созерцание.

Проект «Расул Гамзатов – певец гор» учащиеся предложили сами. Был составлен план работы, в который входила и экскурсия по родине поэта.

Следующий этап – сбор материала. Помимо компьютерного , провели самостоятельный сбор, посетив Дом-музей Г.Цадасы, побывав у памятника Белым журавлям и поговорив с информаторами. Для последнего этапа – оформление и дизайн работы в виде презентаций и слайд-шоу - был собран большой иллюстративный материал. Особое внимание уделяется защите проекта и ее оценке. Самооценка ученика расширяет творческий его потенциал личности.

Наблюдения и знания, полученные в ходе работы над данным проектом, помогли ученице 11 класса занять первое место на республиканском конкурсе сочинений, посвященном 90-летию Р.Гамзатова.

Таким образом, работа над проектом, которая включает в себя и исследовательскую, и творческую деятельность, способствует духовно-нравственному формированию личности учащихся, вселяет в них патриотические чувства , обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены