РАЗРАБОТКИ
|
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизмаДетский дорожно-транспортный травматизм в фактах и цифрах В последнее десятилетие отмечается рост дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского. Неутешительная статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России - наглядное подтверждение тому, что наши соотечественники недостаточно подготовлены к безопасному участию в дорожном движении. На автомобильных дорогах России ежегодно погибают 35 тысяч, а получают ранения в результате ДТП несколько сотен тысяч россиян. Проблема дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий приобретает признаки национальной катастрофы. Детский дорожно-транспортный травматизм из года в год остаётся стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма, а в последние годы в стране отмечается даже рост количества ДТП с участием детей. За год более 1,5 тысяч детей погибают и свыше 25 тысяч получают ранения. В ходе исследования определено, что дети в подавляющем большинстве случаев (91%) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами. Сотрудники государственной автоинспекции подвели итоги и подтвердили эти исследования. Общее количество ДТП выросло на одну пятую, а число раненых при этом подростков возросло с 254 до 289. В настоящее время названы и проанализированы основные причины и обстоятельства детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Вот наиболее часто встречающиеся: 1. Нарушение ПДД участниками движения. 2. Слабое использование возможностей пассивной безопасности. Сегодня эта проблема решена лишь отчасти: используются ремни и подушки безопасности, подголовники, специальные детские сидения и удерживающие устройства также не являются большой редкостью. 3. Влияние поло - возрастных особенностей детей: среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше чем девочек, подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 -16 лет. Анализ травматизма, проведённый раздельно среди 11 и 14 летних детей, показал, что максимальное количество транспортных травм (19%) дети 11 лет получили в период с 14 до 15 ч., а у 14 летних подростков пик травматизма (30%) отмечается с 15 до 16 часов, т. е. время получения травм - это внеурочное время. 4. Отсутствие должного контроля над передвижением школьников. При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем родителей и учителей, а когда предоставлены сами себе. Результаты изучения травм детей, полученных ими в ДТП, показали, что наибольшее число их дети младшего школьного возраста и подростки получили по дороге в школу или по возвращении из нее. Наименьшее количество травм отмечалось во время, отведенное для сна, но и в эти часы имели место случаи транспортного травматизма преимущественно с участием подростков. Наиболее аварийное время суток:
Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года факты травматизма распределяется относительно равномерно, то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели. И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные ГИБДД совпадают: ДТП с участием детей по дням недели:
Сезонные и погодные условия Наибольшее число травм (31%) отмечено весной. Летом их число снижается до 25%, а осенью и зимой факты детского дорожно-транспортного травматизма составляют до 44% от общегодового показателя. Возрастные особенности поведения детей на дороге Современное состояние постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной системы страны, и в первую очередь автомобильного транспорта, предъявляет всё новые и новые требования к обеспечению безопасности на транспорте. Сложность решения этой проблемы именно в системе "человек- автомобиль-дорога - среда" обусловлена тем, что участниками дорожного процесса является почти всё население страны, в том числе и дети. Установлено, что основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. Возрастной (пик) попадающих в ДТП приходится на 7-14 лет, т.е. на детей, обучающихся в начальных и средних классах школы. Это объясняется с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями психики детей этого возраста. Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми замедленная – времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0.8 - 1 секунды. Ребенку требуется 3 - 4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Кроме этого надо иметь в виду маленький рост ребенка, скрывающий его от водителей. Шаг ребенка не такой, длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, – во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение перейти от плача к смеху и т.д. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее её отличия от общего цветовою фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение. Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих, обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость начала преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы. Всем детям, особенно в подростковый период жизни, свойственно переоценивать не только технические возможности автомобиля и возможности водителя, но что особенно опасно – свои возможности и недооценивать вероятные последствия. Свойственная им быстрота реакций нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства. Чувство бравады, стремление к эффектным и демонстративным действиям является основой рискованных поступков. Это вполне соответствует поступкам детей с повышенной склонностью к риску. Однако есть дети, совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа. Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических, возрастных особенностей детей, их повышенной склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам). Станет ли ребенок здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции родителей, педагогов и других социальных субъектов, причастных к проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В период школьной жизни ребенка доминирующей в решении этой проблемы становиться роль педагогов и образовательных учреждений в целом. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении Анализ научных работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяет сформулировать основные направления обучения детей правилам безопасности дорожного движения, необходимым современному человеку:
Исходя из обозначенных положений, можно определить основные подходы к организации профилактической работы в образовательном учреждении. Цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – формирование культуры безопасного поведения на дороге как ключевой составляющей культуры нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. На основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования соотнесем содержание профилактической деятельности с основными направлениями развития личности. В сфере формирования личной, социальной, семейной культуры школьника деятельность образовательных учреждений может быть направлена:
Задачи образовательного учреждения по осуществлению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
Определив цели и задачи, образовательному учреждению необходимо четко сформулировать представления о результате профилактической работы. Хорошим подспорьем в этом может стать методическое пособие Д.В. Григорьева и П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», выпущенное в серии «Стандарты второго поколения». В соотнесении с уровнями воспитательных результатов представим уровни результатов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Методическая разработка внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. 1. Учебный процесс:
2. Внеурочная деятельность
3. Информационное и материально-техническое обеспечение
4. Работа с родителями
5. Контроль со стороны администрации
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены