РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики и астрономии

«Все без здоровья – ничто»
Сократ

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения их в социальном поведении. Поэтому проблема сохранения здоровья обучающихся стала особенно актуальной.

Важнейшим направлением деятельности школы и учителя, в том числе и учителя физики, является формирование основ здорового образа жизни: разумное сочетание труда и отдыха на уроке, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима; культура общения, борьба с вредными привычками и др. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. В школе физика рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся. Поэтому учитель должен владеть здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ).

По словам профессора Н.К. Смирнова, «Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающимся».

Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов.

Для достижения заметного здоровьесберегающего результата необходима именно комплексность и системный характер проводимой работы.

Основной целью образовательного учреждения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, должен стать принцип «Не навреди!» (все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя).

А это включает в себя:

  1. условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям;
  4. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Проблемы здоровьесбережения на уроках физики и астрономии заключаются в том, что обучающийся устаёт на уроке не от объёма полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса и развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески, мыслить можно, но для этого необходимо твёрдое желание научиться этому.

Цель педагога – разжечь желание научиться и постоянно поддерживать его так, чтобы для обучающегося было незаметно время, потраченное на данный урок; помочь ему преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость.

Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?". С точки зрения здоровьесбережения, можно ответить так: не наносить вреда здоровью участникам образовательного процесса - обучающимся и педагогам.
«Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у обучающихся желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

Существует много секретов здоровьесберегающей технологии, главным из которых, как мне кажется, является секрет доброты, состоящий в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. И "доброжелательность", и "добродушие", и "добросердечность" - все, чего так не хватает в нашей современной жизни, происходит от корня "добро".

На своих уроках стараюсь видеть не массу, а каждого отдельного обучающего, чтобы каждый из них почувствовал, что я, педагог, думаю и забочусь об их интересах, и сами стали дарить добро. Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, т.к. у обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой педагога.

В связи с этим необходимо искать новые эффективные методы и формы обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся, которые бы стимулировали самостоятельное приобретение знаний, активизировали мыслительные способности и помогали сохранять здоровье.

В своей работе я стараюсь использовать следующие пути решения проблемы сохранения здоровья обучающихся:

  1. использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, игровых технологий, индивидуального и развивающего обучения, проблемный метод, метод проектов и т.д.);
  2. применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся;
  3. гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями классов;
  4. создание комфортного психологического климата (сотрудничество и дружелюбие между педагогом и обучающимся снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ему);
  5. создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к обучающему по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка;
  6. эмоциональное переживание материала совместное с преподавателем – восхищение ученым, сделавшим открытие; красивое решение задачи, переживание неудач, радость успехам;
  7. соблюдение САНПиН и правил охраны труда;
  8. чередование различных видов деятельности на уроке.

На уроках физики и астрономии необходимо поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать их уровень усталости, стараться не причинить вред здоровью. Умственная работоспособность учащихся изменяется в течение учебного года, учебной недели и даже учебного часа (на столах есть информация о динамике умственной работоспособности).

1. До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования ученых позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Поэтому в кабинете физики используются соответствующие тона. На стенах нет ничего лишнего, что вызывало бы тревогу и раздражение учащихся (на столах есть информация о влиянии основных цветов на работоспособность ученика).

2. Несколько минут на уроках уделяю валеологическим паузам (коротким физическим упражнениям):

2.1 для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении:

  • движение глазами вверх – вниз; вправо – влево;
  • вращение по часовой стрелке; против часовой стрелки;
  • закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги;
  • отводить взгляд вдаль на несколько секунд;
  • потягивание и потирание мочек уха и т.д;
  • показываю зеленый лист бумаги и прошу следить за ним только глазами, это позволяет снять напряжение глаз.

2.2 для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи.

2.3 для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разным акцентом.

2.4 для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах.

2.5 При закреплении любого материала можно использовать расслабляющее упражнение для мышц шеи и плечевого пояса – «писание носом». Учащиеся с закрытыми глазами «пишут» носом в воздухе заданные учителем буквенные обозначения величин, формулы и зависимости. Учителю легко отследить ошибающихся, предложить ещё раз прочитать формулу на доске или в тетради и повторить упражнение. Использование в этом упражнении моторики позволяет гораздо прочнее запоминать сложные формулы из непривычных букв. Главное правило: упражнение физкультурники рекомендуют выполнять в среднем темпе, без запрокидывания головы назад.

2.6 Упражнения на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» – «Нарушать дисциплину не будем?» – Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!» Положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на стабильную работу.

2.7 В 7 классе при изучении темы «Строение вещества» провожу такую физкультминутку: одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.

2.8 Дыхательные упражнения: при изучении давления газа на стенку сосуда: исходное положение – сидя прямо, прижав спину к спинке стула, руки на поясе. Учитель: «Делаем медленный глубокий вдох – объём воздуха в лёгких увеличивается, делаем медленный выдох – объём воздуха в лёгких…» – пауза – «...уменьшается», – руки вниз.

3. Четкая организация урока способствует выработке у обучающихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных форм и методов работы с обучающимися. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

3.1 Тему урока стараюсь представить в необычном виде: начиная с выделенного кружка, прочитайте тему нашего урока (Соединение проводников).

3.2 Преподавание физики невозможно себе представить без физического эксперимента. Без хорошо поставленных демонстрационных опытов, фронтальных и лабораторных работ невозможно обеспечить понимание и усвоение учебного материала по физике, приобретение жизненно значимых умений и навыков. Очень хорошо, когда на уроке физики обучающиеся фантазируют, воображают, придумывают мысленно какой-то эксперимент - это помогает не только развивать творчество ребят, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь обучающийся способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно. Например, экспериментальные задания и занимательные опыты: картофельный элемент (К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините провода. К концу одного из них прикрепите медную пластину, к другому - цинковую. Воткните пластины в картофель, а затем в яблоко – стрелка гальванометра отклоняется. Почему?)

3.3 При изучении темы: «Кристаллизация тел» я переключаю внимание ребят на литературу (читаю отрывок стихотворения) и задаю вопрос: «Прав ли поэт?»
Она жила и по стеклу текла,
И вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинка стала,
И в мире поубавилось тепла…

3.4 На вопрос «Как потушить пожар?» обучающие, как правило, отвечают, что необходимо пламя залить водой. Выясняем, почему вода гасит огонь, в каких случаях этот способ применим, а в каких опасен. В ходе обсуждений вырабатываем правила поведения при различных пожарах. Такие знания позволят им сохранить свое здоровье и окружающих.

3.5 Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Проходит в виде семинара урок по теме "Электрический ток в различных средах", метод проектов используется на уроке по теме «Шкала электромагнитных излучений», презентации, сообщения, рефераты.
Например, тема урока «Диффузия и здоровье человека»: учащиеся готовят сообщения на темы «Роль диффузии в пищеварении и дыхании человека», «Применение диффузии в медицине», «Вредное проявление диффузии».

3.6 Для снятия эмоционального напряжения провожу нетрадиционные уроки, деловые и дидактические игры, игры-упражнения, викторины, физические турниры, кроссворды, ребусы, загадки, показ видеофильмов и т.д.

Игра «Пентагон»

Задается тема и пять подсказок: от самой трудной к самой простой. После каждой подсказки дается 15 сек. на обсуждение. Всего можно сделать пять попыток. Количество очков за правильный ответ уменьшается от 5 до 1 после использования очередной подсказки. За любой неправильный ответ снимается 1 балл.

Объект

  1. Первыми посетителями явились американцы.
  2. Оказывает большое влияние на Мировой океан.
  3. Дал название камню.
  4. Собаки и волки к нему не равнодушны.
  5. Видимая его часть называется месяц. (Луна)

Ученый

  1. Великий итальянский ученый.
  2. Изобрел телескоп.
  3. Для изучения одного явления забирался на Пизанскую башню.
  4. Ввел понятия инерция, ИСО.
  5. Фамилия и имя очень похожи. (Г.Галилей)

Прибор

  1. Состоит из двух самостоятельно действующих приборов.
  2. Первая часть слова является омонимом людей с девиантным поведением.
  3. Без воды не работает.
  4. Работа основана на изменении температуры при испарении.
  5. Измеряет влажность воздуха. (Психрометр)

Ребус:

Прочитайте слова английского физика, Майкла Фарадея, которыми он определил поставленную перед собой задачу в 1831 году. (Превратить магнетизм в электричество)

Загадки:

Два соседа – непоседы,
День – на работе, ночь на отдых. (Глаза)

Пословицы:

Старичок – с кувшин, а борода с аршин. (Высота)

Игры:

  • Игра с мячом. Учитель, кидая мяч, называет тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено. Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.
  • Величина – единица. Например: масса - кг, мг, т, ц, г.
  • Острый глаз. Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане, градусную меру угла и т.д.
  • Уберите лишнее слово. Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.
  • Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет физическое понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

Например, найди соответствие между столбцами, А + В = С, ассоциации, четвертый лишний:

  1. Меркурий, Земля, Юпитер, Солнце.
  2. Нано, микро, милли, мега.
  3. Килограмм, тонна, паскаль, грамм.

Ассоциации:

  1. Как аукнется, так и откликнется. (Ответ: Эхо)
  2. Клин клином вышибают. (Ответ: 3-й закон Ньютона)
  3. Ум хорошо, а два лучше. (Ответ: Интерференция)

Викторины:

  • Ёмкость, использованная Архимедом в лабораторных целях, - это … (Ванна)

3.7 Для того чтобы научить обучающихся заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Например, тема «Плотность вещества»

Задача 1

Масса среднего свежего яйца - 58 грамм, а его объем - 53 см3. Определите плотность яйца.

Если яйца долго хранились дома и, при том, не в холодильнике, то перед употреблением такие яйца желательно опускать в холодную чистую воду на предмет проверки их свежести. Поясните с точки зрения физики этот метод определения свежести яйца.

Задача 2

Плотность меда отражает его качество. У доброкачественного меда плотность колеблется в пределах 1.41 – 1,51 г/см3. Чем выше плотность, тем мед лучше и наоборот. Оцените качество меда, если масса трехлитровой банки 4,5 кг.

4. Нетрадиционно сформулированные вопросы позволяют снять стресс перед проверкой знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание.
Физический диктант в виде дидактической игры “Веришь – не веришь” (Да-нет).

5. Во время контрольной работы предлагаю ученикам пользоваться шпаргалками (блокнот с формулами, рисунками, схемами и т.д.), это позволяет заметно снять внутреннее напряжение.

6. При выполнении заданий, ответах на вопросы, самостоятельных работах разрешаю пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом, таблицами, справочными материалами.

7. При появлении признаков утомления у обучающихся – можно изменить интонацию и громкость речи, привлечь их внимание неожиданным примером, или информацией (релаксация, рекорды Гиннеса, а знаете ли вы, что…, это интересно!!! Иванов, к доске!).

Например, Иванов, к доске! Диффузия – это когда сахар выпадает на дно.

Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

8. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.

8.1 Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, выделить другим цветом).

8.2 Использую запоминалки.

Например,
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
Если слово "бац" запомнишь,
Формулу объёма вспомнишь.
V=bac

Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Спектральные классы звёзд: ОBAFGKM – один богатый американец финики жевал как морковь.

9. На уроках стараюсь показать связь изучаемого материала с повседневной жизнью.

Например,

Тема «Механическое движение. Скорость» - вопросы для обсуждения Безопасность поведения на дорогах. Дорога глазами водителя

Тема «Давление твёрдых тел» - Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами

10. Оценивание диктантов, контрольных, практических и самостоятельных работ происходит дифференцированно, то есть, произведена разбалловка заданий (оценка «5» ставится, если обучающийся набрал 95-100 % от максимально возможного количества баллов; «4» - если набрано 75-94 % от максимально возможного количества баллов; «3» - 50-74 % и «2» - менее 50 % от максимально возможного количества баллов).

11. В конце урока обсуждается не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому и, мне, как преподавателю, особенно необходимо!

12. Оценка за урок или определённое задание также является одной из важнейших технологий здоровьесбережения. Необходимо большое внимание уделять системе оценивания результатов обучения, учитывая наличие такого явления, как субъективизм при оценке работ обучающихся, что может крайне негативно повлиять на успешность обучения.

Во избежание этого можно использовать следующую систему оценивания:

  • самооценка (даю небольшую самостоятельную работу, а затем или открываю доску, или вывожу на интерактивную доску, или проговариваем правильный ответ, а обучающийся должен сам проверить свою работу и поставить себе оценку);
  • взаимооценка (то же самое, только обучающиеся меняются работами);
  • оценка друга, соседа по парте (при устном ответе прошу кого-то проанализировать ответ товарища и оценить его);
  • окончательная оценка (оценка в конце изучения темы).

Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предметам.

Во внеурочной деятельности я тоже использую здоровьесберегающие технологии в рамках:

  • научной деятельности (защита проектов)

Тема «Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье человека»

  • проведение викторин, интеллектуальных игр

Игра «Поиск батончика райского наслаждения» для 7 класса

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности способствуют укреплению и сохранению здоровья обучающихся, развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к предметам. Педагог постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья обучающихся и повышать устойчивость нервной системы.

Одного мудреца спросили: «Что самое главное в жизни: богатство или слава»?

Мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости». В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены