РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Арт-терапия. Использование методики театроведения в изучении иностранного языка детьми с ОВЗ

В педагогической деятельности 21 века все большую популярность приобретают уникальные методики гармоничного развития детей с помощью формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. Одним из таких инструментов является арт-терапия как метод коррекции эмоционального состояния. Коррекционные занятия с использованием искусства в лечебно-профилактических целях дают возможность самым наилучшим образом дать стимул формированию ребенка в унисон с его возможностями.

Педагогическая практика большого числа специалистов показывает, что в последние годы в дошкольные детские учреждения и школы приходят дети с неустойчивой психикой. Дети с ограниченными возможностями не во всех семьях получают достаточно любви, тепла и внимания в связи с большой занятостью родителей. Часто это отражается на их психоэмоциональном состоянии и способствует формированию отрицательных черт характера.

Главной успешной методикой является комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик, включая арт-терапию в работе с детьми с ОВЗ.

Последняя предполагает коррекцию психоэмоционального состояния путем выполнения различных творческих задач. Представленная методика с использованием интерактивных средств доказала свою эффективность при проблемах эмоционально-личностного развития, например, при аутизме, задержке умственного формирования, нарушениях речи и двигательных функций.

Многие воспринимают арт-терапию как работу с рисунком, лепкой и прочим. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции – сказкотерапия, психодрама.

Ребенок-дошкольник чаще всего слышит не просто слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты утверждают, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и многие другие.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Так, остров стает вопрос о способах поддержки таких детей, как помочь им увидеть, услышать и понять окружающий их мир. Средством, способным помочь решить все эти задачи, является искусство-драматизация

Основной целью арт-педагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ иноязычной культуры, социальная адаптация с ровесниками посредством постановочных номеров и театра. Где можно не стесняясь выразить свои эмоции, снять напряжение и погрузиться в культуру изучаемого языка

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих скрытые возможности человеческого организма, является актуальной проблемой. Мнения многих исследователей современности все больше обращаются в сторону различных видов искусства.

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является имаготерапия (театр и драма) — лечебное воздействие, коррекция посредством театральной деятельности.

  • использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации детьми
  • побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Имаготерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях театраловедение, помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами. [1, c.175]
Игровое пространство, известная литература, классическая музыка являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Театральная жизнь ребенка — это его самовыражение на сцене и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках английского языка и репетициях — способность овладеть средствами и техниками изображения и выражения своих эмоций.

На учебных занятиях главными способами предстают тренировки и отработки фраз, далее при репетициях и выступлениях происходит перевоплощение в героев, тем самым заучивание новых слов становится интересным и увлекательным процессом происходящим в тандеме с основной учебной задачей.

В имаго-терапии учитель помогает детям понять и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в представлении и определить выход из нее.

Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом индивидуального подхода и загруженности в изучении иностранного языка

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении изучения английского языка основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является значимой движущей силой его развития.

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком с проблемами предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми и тем самым процесс погружения в иноязычную среду идет увлекательно и естественно.
Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями.

Использование арт-терапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом психокоррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом.

Арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Этапы имаго-терапии:

Занятия имаго-терапей, как правило, проходят в три этапа, каждый из которых имеет свое особенное значение, при этом каждый из них дает свои конкретные результаты.

1-й этап, когда ребенок-рассказчик, либо слушатель.

На данном этапе происходит вживление в образ выбранного героя. Важно чтобы ребенок испытал все те чувства, которые переживает его герой. Кроме того, проводятся инсценировки – импровизации ситуаций из жизни. Цель первого этапа – развитие и фиксация сбалансированного образа себя и соответствующего поведения.

2-й этап, когда дети участвуют в инсценировке той или иной истории.

Это может быть фрагмент сказки, повести, рассказа. Все участники дети должны быть вовлечены в эмоциональные переживания героев. Еще одно условие – присутствие положительного образа себя, наработанного на первом этапе.

3-й этап, когда детям могут предложить роль в другой эмоциональной группе.

Таким образом, может наблюдаться изменение определенных черт характера.

Подводя итог, можно выделить главные преимущества использования арт терапии при работе с детьми с ОВЗ:

  • Возможность достижения здоровой реакции на сложившуюся ситуацию.
  • Создание благоприятных условий для выражения собственных переживаний и чувств.
  • Помощь в преодолении коммуникативных барьеров, снятие психологического дискомфорта.
  • Повышение эмоциональной устойчивости, содействие саморазвития личности ребенка.
  • Помощь в повышении уверенности в себе и приобретении чувства социальной значимости для других.

Положительная динамика в арт-терапии доказывает то, что художественно-творческая деятельность представляет собой наилучший способом снять внутреннее напряжение и агрессию. Она помогает максимально безболезненно восстановить жизненные ресурсы детей с различными ограничениями.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.