РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Причины и последствия девиантного поведения подростков

В современной действительности, буквально ежеминутно, происходит формирование новых социальных ориентиров, большинство из которых имеют пропаганду в СМИ. Социальные сети вошли в нашу жизнь относительно недавно, но укоренились в ней навсегда. Тяжело представить свою жизнь, без сообщений из различных мессенджеров, прослушивание музыки и просмотр фильмов без различных платформ и кинотеатров.

Прогресс не просто постоянно врывается в нашу жизнь, удивляя всякими новшествами, но и подчиняет человечество себе. Люди, абсолютно не представляют свою жизнь без телефонов, телевизоров и других умных устройств, которые в свою очередь могут пагубно влиять на умственное и духовное развитие человеческой личности. Особенно восприимчивы к данному влиянию подростки. Дети подросткового возраста, порабощены миром социальных сетей, они безоговорочно верят всему, что вкладывает СМИ. Если со стороны родителей и близких, которым не безразлична судьба подростка нет должного внимания и контроля к информации, которую ребёнок получает из сети, то интересы ребёнка могут быть подломлены негативом и агрессией. К сожалению, в современных СМИ такая информация не фильтруется и находится у детей в доступе.

Изучение причин, способствующих формированию и последующему развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста, а также личностных и общественных последствий проявления такового поведения, позволило установить:

  1. теоретическое обоснование понятия «девиантное поведение» в контексте подросткового возраста;
  2. ряд биологических и социальных причин, оказывающих влияние на проявление у подростков девиантного поведения;
  3. негативные последствия проявления девиантного поведения детей подростков.

Девиантное поведение детей подросткового возраста является серьезной проблемой в современном мире, так как ведет за собой агрессивное, жестокое и экстремизское проявление подростков.

Феномен «девиантное поведение» является предметом изучения отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как, А. Г. Амбрумова, Е. В. Змановская, В. Г. Баженова, К. Ю. Добрина, Э. Дюркгейм и другими.

Цель: рассмотреть девиантное поведение детей подросткового возраста в контексте выявления причин и последствий его проявления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. провести теоретический анализ понятия определения «девиантное поведение»;
  2. изучить причины возникновения проявления девиантного поведения у подростков;
  3. определить последствия девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Метод, используемый в исследовании – анализ литературы (позволил рассмотреть несколько определений понятия «девиантное поведение», выявить причины возникновения и проявления девиантного поведения у подростков, проанализировать последствия девиантного поведения у детей подросткового возраста).

Термин «девиантное поведение» определяется как поведение, отклоняющееся от нормы, т. е. это действия, поступки, которые отклоняются от общепринятых в социуме нравственных норм и правил, прописанных на законодательном уровне.

Ребёнок, который постоянно подвержен влиянию негативной и агрессивной информации, с течением времени сам становится агрессивным, негативно настроенным. Такой подросток находится в зоне риска, проявления девиантного поведения.

Значит ли это, что в скором будущем, наше общество обречено на девиантность? Неужели проявления девиантного поведения станет форматом нормы человеческого поведения? Каковы причины проявления девиантного поведения подростков и как избежать такого прогноза для нынешнего и будущего поколений?

Для начала давайте разберём, что понимается под девиантным поведением детей подросткового возраста.

Затем, рассмотрим причины, повлёкшие проявление девиантного поведения подростков. И в заключении проанализируем какие последствия ждут семьи и общество в целом, девиантного поведения детей подростков.

Девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм) поведение - это проявление детьми подросткового возраста поступков или системы действий, противоречащих устоявшимся общественным нормам, канонам.

Проявление у подростков агрессии, экспрессивности, вызывающего поведения, самоповреждающего поведения, побегов из дома, постоянных конфликтов с родными и близкими принято называть одним словосочетанием – девиантное поведение. Другими словами это поведение, которое отклоняется от норм, принятых в обществе и соответствующих возрастным категориям. Девиантное поведение может проявляться по разному, в зависимости от этого определяется и вид психического расстройства или его симптома.

Диагностировать такие психические расстройства можно при помощи различных психологических методик и приёмов.

В подростковом возрасте проведение школьными педагогами-психологами различных социальных психологических тестирований просто необходимо. Именно в данном возрастном контексте происходят изменения в поведении. Не всегда такие изменения ведут к проявлениям девиантного поведения. Но всё же каждый десятый подросток, проходящий социально психологической тестирование находится в группе риска. Причин повлекших проявление у подростков девиантного поведения очень много. Основные причины уходят корнями глубоко в детство, а затем развиваются в «картину» детско-родительских взаимоотношений. Так, например, уход одного из родителей из семьи, обрекает ребёнка, на искаженную картину восприятия взаимоотношений внутри семьи.

У ребёнка отсутствует возможность наблюдать правила и нормы общения с противоположным полом, а также идёт постоянный «дефицит внимания».
Второй по распространённости причиной является пример «социально разлагающейся» семьи. Если ребёнок растёт в асоциальной семье, его психика разрушена. У него нарушено ролевого понимания в семье. Все асоциальные действия, которые позволяют себе родители, становятся для ребёнка алгоритмом жизненных действий и ориентиров.

Третьей социальной причиной можно считать работу образовательных учреждений. Неспроста говорят, что школа – второй дом. Очень большую роль в формировании и становлении личности подростка играет социальный институт школы. Именно здесь ребёнок учится находиться в коллективе, отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению других детей и взрослых. Учебно-воспитательные ошибки способны нанести психике ребёнка непоправимый вред.

Обратимся к другой категории причин возникновения девиантного поведения у детей подросткового возраста.

Такими причинами могут стать отягощенная наследственность (на фоне недостаточного умственного развития или снижения способностей защитных механизмов наблюдается проявление девиантного поведения), патологии нервной системы, особенности пубертатного периода (во время этого периода у детей могут быть проявления агрессии или излишней пассивности, такие характеристики могут быть временными, или стать причиной постоянного проявления девиантности).

Педагогами и психологами выделяются несколько классификаций девиантного поведения. Особую популярность получила классификация В. Д. Менделевича. Его классификация основывается на характере проявления девиантности.

Самый само разрушительный тип проявления – это делинквентный. Для таких подростков характерны действия незаконного характера, воровство, разбой, насилие.

Следующий тип девиантного поведения по В. Д. Менделевичу – это аддиктивный. Для подростков характерны употребление различных наркотических и токсических веществ, с целью принятия «новой», «лучшей"» для них реальности.

Патохарактерологический тип девиантного поведения подростков проявляется в обострении отклонений в психическом развитии.

Следующий тип девиантного поведения подростков - это психопатологический тип. Подросткам присущи проявления такие же, как у людей страдающих психическими расстройствами. Это могут быть проявления апатии, антипатии, депрессии.

Последним, но не менее интересным для изучения, типом девиантного поведения являются – гиперспособности подростков. К этому типу относят все гиперспособности, которые отклоняются от общепринятых норм, ценностей и законов человеческого общества.

В подростковом возрасте, особенно ярко выражается дезадаптация ребёнка, данный возраст можно ассоциировать с «протестом», ребёнок ставит себя против всего окружающего мира, его убеждения и личностные потребномти ставятся превыше общественных норм. К обострению подростковой дезадаптации могут привести любые незначительные проблемы, такие как, конфликт со сверстниками, влюблённость, проблемы с обучением, взаимоотношения с родителями и другие. Преодоление таких проблем, всегда требует от взрослого окружения педагогического такта. В период подростковой дезадаптации, в отличие от девиантного поведения, не наблюдается негативного влияния на систему ценностных и нормативных ориентаций личности ребёнка. Несмотря, на возможные проявления агрессии, пассивности и протеста данное поведение не считается девиантным и не требует коррекции специалистов, а ограничивается локализацией проблем внутри семьи. [4].

Причины возникновения девиантного поведения у детей подросткового возраста

Проблема проявления девиантного поведения среди детей подросткового возраста стремительно распространяется в современном обществе. Влияние на это оказывает целый ряд причин. Рассматривая каждую причину в отдельности, становится очевидным, что в отдельно взятая причина не является провоцирующей, но в совокупности они способны спровоцировать развитие девиантного поведения. К такого рода причинам относят следующие, возрастные и индивидуальные особенности, общественный кризис, низкий уровень жизни населения.

Отечественные и зарубежные педагоги и психологии долгое время объясняют причины массовой девиации детей подросткового возраста. Ч. Ламброзо в своей научной работе «О генетических предпосылках девиантного поведения», выделил психотип криминальной личности. Ч. Ламброзо считал, что данный психотип личности появляется в результате систематических отклонений в развитии человека (отклонения прослеживаются с раннего возраста и до полного взросления человека).

К основным причинам проявления девиантного поведения детьми подросткового возраста можно отнести следующие социальные и биологические факторы.

  1. Семья. Всем знакома фраза «Все мы родом из детства». Именно семья, родители и близкие родственники оказывают непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Любые асоциальные (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, беспорядочные связи, проявление жестокости, ненависти и другие) виды деятельности взрослого окружения маленькой личности могут повлечь в подростковом возрасте у такого ребёнка проявление девиантного поведения.
  2. Школа. Педагоги, психологи, организаторы образовательного процесса являются, своего рода, «скульпторами» личности ребёнка. Ребёнок при взаимодействии с педагогом должен видеть уважение, заинтересованность, доброе и серьёзное отношение к себе. Очень часто педагогически «запущенные» дети подвержены проявлению девиантного поведения.
  3. Психика. Психически здоровая личность не страдает желанием идти «против течения». Детям очень важно понимать грань между отстаиванием своего мнения, своих интересов и нарушением границ другого человека, пренебрежением ценностями других членов общества. Подростки, страдающие психическими расстройствами не могут разграничить данные действия и, как следствие, проявляют признаки девиантного поведения.

Мы выделили три основных причины возникновения и развития проявления девиантного поведения у детей подросткового возраста. Имеют место быть и другие классификации.
В первую очередность, проявление девиантного поведения у подростков, затрагивает семьи и средние учебные заведения. Е. В. Змановская подчеркивает, что асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на личность подростка. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних требует учета психобиологических, социально-психологических и факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении девиантного поведения детей и подростков, который выявляет взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов [2].

Последствия девиантного поведения у детей подросткового возраста

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Проявление девиантного поведения у детей подросткового возраста не всегда означает серьёзные проблемы или заболевания психики. Нередко, проявляя девиантное поведение, подростки пытаются обратить на себя внимание родителей, учителей, сверстников. Некоторые подростки пытаются таким способом само реализоваться, утвердиться в коллективе подростков, занять лидирующие позиции. Значит ли это, что не стоит обращать внимание на такие проявления? Конечно нет! Любое «антисоциальное» поведение подростка требует незамедлительного вмешательства родителей и педагогов-психологов. Если вовремя не оказать ребёнку помощь, последствия могут быть масштабнее, чем своевременное вмешательство и коррекция.

К основным последствиям девиантного поведения подростков можно отнести, следующие:

  1. Проблемы с коллективом внутри школы, проблемы последующей социализацией ребёнка (подростка, проявляющего агрессию, экспрессию, антисоциальное поведение в классном коллективе принимают с опасением. Одноклассники не знают как относиться к такому ребёнку, чего ожидать от него, как строить взаимоотношения).
  2. Образовательные проблемы. Если подросток негативно или пассивно настроен во время обучения, если в приоритете у подростка антисоциальные образ жизни, протест против общества и его норм, то ребёнок не успешен в обучении. На уроках такой ребёнок отвлекается, отвлекает других ребят, мешает процессу обучения. Как следствие из этого, дальнейшее (после школы) обучение либо вообще пропускается, либо является не успешным.
  3. Проблемы взаимодействия с противоположным полом. Если у ребёнка нет положительного примера манер поведения с противоположным полом, взятого из семьи и близкого круга, то ребёнок, практически обречён на «провал» в личных отношениях. Самыми негативными последствиями в данной категории считается проявление физического и морального насилия в сторону противоположного пола.
  4. Семейные проблемы. Отношения – это сложная работа, особенно если в семье имеются дети. Взаимодействию с детьми нужно учиться у старших поколений, либо специалистов.

Очень важно, на каждом этапе взросления ребёнка родителям прорабатывать возникающие проблемы, внутренние страхи и опасения ребёнка. По возможности и необходимости, к работе с ребёнком подключают педагогов-психологов.

Своевременное вмешательство родителей и педагогов, поможет избежать проявления девиантного поведения детей подросткового возраста [6].

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления.

Среди поведенческих последствий девиантного поведения могут быть следующие:

  1. Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью.
  2. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками, в будущем собственной семьей. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
  3. Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми.
  4. Социализированное расстройство поведения.
  5. Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании.

Перед нами стояла цель рассмотреть девиантное поведение подростков в контексте выявления причин формирования, а также последствий девиантного поведения подростков.

Рассмотрев теоретические основы изучения девиантности подростков, мы выделили следующие причины возникновения: индивидуально-психологические особенности подростков, акцентуации характера, подростковый кризис, негативное влияние группового общения в формировании личности, социально-педагогические причины, а также, школьная дезадаптация.

Что касается последствий девиантного поведения, нами был представлен ряд всевозможных последствий, от психофизических, до социальных.

  • Разрушение личности ребенка.
  • Физическое и психическое истощение организма подростка.
  • Летальный исход.
  • Систематическое причинение морального и физического вреда близкому окружению подростка (родители, друзья).
  • Невозможность возврата к социально нормальной жизни.
  • Криминализация общества (массовые беспорядки, насилие).

Проявление признаков девиантного поведения у детей подросткового возраста является серьёзной проблемой, требующей безотлагательного вмешательства со стороны взрослых людей (родителей, специалистов). К сожалению, данная проблема набирает обороты в современном мире, пропаганда СМИ и безграничный доступ подростков к информации играют в данном контексте, роль плохого примера. Вовремя выявив причины, характер проявления и конечно же, последствия девиантного поведения, можно избежать проблем для будущей жизни ребёнка в обществе. Всю информацию, содержащуюся в данном исследование необходимо распространять на школьных родительских собраниях, в информационных группах для родителей в социальных сетях. Если родитель владеет информацией, он владеет «ключом» помощи не только своему ребенку, но и любому нуждающемуся в этой помощи ребёнку.

Рассмотрев и проанализировав причины проявления девиантного поведения подростков, выявлено, что часть факторов корректируются, за исключением биологических факторов, требующих не только коррекции, но и специализированного лечения. Своевременная коррекция позволяет избежать негативных последствий.

Проведя анализ последствий проявления у подростков девиантного поведения, удалось определить важность работы в данном направлении, которая на данном временном отрезке недооценена, изучена в недостающей степени.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены