РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нетрадиционный мотивационно - аналитический урок - "банка - план"; основы тайм - менеджмента для школьников и другое.

Большинство детей приходят в школу с положительным отношением к учебе. Но через некоторое время у части детей пропадает интерес к учебной деятельности. В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у учащихся не сформирована потребность в получении знаний, нет интереса к учению.

Почему это происходит?

Как сделать процесс обучения привлекательным для каждого ребенка на протяжении всего периода обучения?

Эти вопросы встают рано или поздно перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возраста он работает.

Уже начиная с начальной школы, учебная мотивация является большой проблемой для педагога. На уроках, к сожалению, некоторые дети отвлекаются, не слушают учителя, не прилагают усилий при выполнении классных и домашних работ. Стремятся получать хорошие отметки, но при этом, проявляют полное безразличие к обучению, как таковому, не заботясь об улучшении качества знаний. И чем старше становится ученик, тем больше у него накапливается проблем, связанных с нежеланием учиться.

Самым распространенным способом стимулирования учебной деятельности нерадивых учащихся является выставление, к сожалению, плохих отметок. Дети, несомненно, переживают, но и это не всегда помогает.

Главная задача современного школьного обучения – сформировать у учащихся такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшей жизни осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы от этого удовлетворение ( неспроста ведь ФГОС нового третьего поколения обращает внимание педагогической общественности на функциональную грамотность).

Действительно, в любом школьном возрасте имеются большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся.

Важно формировать у обучающихся такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возможно только при высоком уровне школьной мотивации.

Перед педагогом стоит важная задача - «научить учиться» и эффективнее это сделать именно в школьном возрасте, когда происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.

Учебная мотивация — это сложный процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, которые направленны на выполнение учебной деятельности.

Обучение в школе — это основная деятельность ученика, и его основная цель — успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества.

Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Важно последовательно отрабатывать с учащимися постановку разных целей: близких, перспективных, простых, сложных. Важно, чтобы цели были реально достижимы.

Современный урок предполагает формирование учебной мотивации учащихся практически на каждом его этапе.

Подготовительный этап включает в себя:

  • создание эмоционально – психологической атмосферы урока; это происходит через организацию доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных отношений в классе;
  • выбор учителем демократического стиля общения; психологическое "поглаживание" учеников, приветствие, проявление внимания взглядом, улыбкой, кивком головы (не навязывание учебных целей «сверху»).

Основной этап урока предусматривает:

  • постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания;
  • создание проблемных ситуаций;
  • организацию активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа и т.п.;
  • использование дидактических и развивающих игр и упражнений, а также средств ТСО и мультимедийные технологии;
  • использование упражнений и заданий по развитию познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания и воображения;
  • соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них уровня оптимальной сложности;
  • связь нового материала с усвоенными ранее знаниями для повышения заинтересованности в нём;
  • включение в середину урока физкультминутки;
  • применение групповой формы работы для проверки знаний: работа в парах, взаимопроверку, пересказ задания друг другу;
  • акцентирование внимания при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий, при этом, давая ребёнку понять, что общий уровень развития его способностей достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием.

Не исключать и соревновательность; в школьном возрасте эта особенность "детскости" работает на благо мотивации. Не плохо приучать школьников к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Выявлять с учениками причины ошибок и пути их исправления.

Важно не сравнивать результаты учебной деятельности или отдельного ответа на поставленный вопрос конкретного ребёнка с результатами других учащихся, особенно успевающих детей, а для наших деток ( я работаю в школе - интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья), в первую очередь и с учётом "западания" эмоционально - волевой сферы, относительно самих себя.

Оценивать конкретный ответ без перехода на личность учащегося.

На этапе закрепления и проверки знаний необходимо:

  • выявлять даже маленькие успехи учащихся;
  • оценивать не сколько недостатки ученика, сколько его личные успехи;
  • показывать, что знал и умел учащийся вчера, а что – сегодня.

Это даёт возможность ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии.

Одной из важных задач своей педагогической деятельности, считаю создание условий по формированию положительной учебной мотивации учащихся и ее развития, так как учебная мотивация является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения.

В целях формирования устойчивого познавательного интереса я стала использовать, на этапе изучения нового материала, проблемное обучение, как один из способов деятельностного подхода и занимательный материал.

Проведя серию уроков, где изучение нового материала начиналось с занимательных заданий, я сделала вывод, что этот прием подходит не для каждого урока и предмета. Такой метод поддерживает познавательный интерес только в начале, далее, в течение урока, он снижается.

После этого я стала проводить уроки, используя метод проблемного обучения.

Для создания проблемной ситуации ставила детей перед необходимостью решения такого задания, в котором особое место занимало неизвестное. Интерес к изучаемому материалу не пропадал в течение урока.

Проведя анализ уроков, я сделала вывод, что наиболее высокий уровень знаний дети показали после уроков, где они исследовали и решали «проблему».

Используя и этот опыт в том числе, я стараюсь поддерживать интерес детей к выполнению творческих работ (мы работаем по УМК " Английский в фокусе", авторов Ю.Е. Ваулина, Д. ДУЛИ, О.Е. Подоляко, В. Эванс.) - проектов, письменных заданий в "лингвистическом портфолио"; благо, творческими заданиями буквально пронизано данное учебно - методическое пособие.

Так же я вижу положительный эффект, от проведения в начале каждой учебной четверти (на каждом первом уроке новой четверти), нетрадиционных мотивирующе - аналитических уроков, как я их назвала - уроков -"банка - планов".

Урок - "банка -план" я назвала так не только потому, что ребята заполняют красивую банку (она, кстати, тоже продукт их творческой проектной деятельности) своими записками - планами на следующую четверть, как банку желаний, но и потому, что , в первую очередь, как в банк, на хранение, для накопления своих "образовательных амбиций, ресурсов" они закладывают, "записывают", таким образом, на уровень подсознания свои добрые мотивационные намерения, предварительно проанализировав личные достижения и неудачи, итоги предыдущих периодов обучения, сделав выводы и сформировав мотив.

И это работает!

Многие ребята, в конце каждой учебной четверти, прибегают ко мне и делятся своими "секретиками" по поводу "сбычи мечт"))).

Каждый год, когда я приступаю впервые, с новым классом, к реализации " банка- плана", я обычно стараюсь с юмором преподнести эту идею накопления " банковских амбиций", рассказывая, например, такую шутку - притчу:

- Пришёл однажды какой - то среднестатистический человек домой, улёгся на диван и, почесывая, скажем, живот, стал настоятельно требовать от Высших Сил помощи в выигрыше легкового автомобиля в лотерею, скажем, " Спорт - лото".

Повторял человечек сие "действо" многократно, регулярно и старательно, особенно после ужина, перед сном грядущим, но... ничего так и не происходило - автомобиль он так, естественно, и не выиграл.

Тогда человек решил прибегнуть к крайней мере - угрозе Высшим силам, дабы добиться своим "ничегонеделанием" желанного транспортного средства):

- Уважаемые Высшие силы, если вы не поможете мне выиграть в лотерею автомобиль, то я перестану сам верить в вас и расскажу другим, что вы не существуете!
Высшие силы не выдержали и ответили, громом среди ясного неба:

- Дай мне шанс, купи лотерейный билет?!.

Ребята смеются, а я вторю этому бедняге из шутки:

- Дайте мне, ребятки, шанс поставить вам всем те оценки, которые вы заслуживаете?! Купите "лотерейный билет", в нашем случае - работайте усердно, старайтесь ставить цели и достигать их, а не валяться на диване и ждать, когда в этой баночке, без каких - либо усилий, сбудутся ваши желания и мечты...

А со старшеклассниками, например, на этапе " закладки желаний" в банка - план, мы практикуем элементы тайм - менеджмента; выполняем упражнения - техники на выработку навыков управления временем, например, "Лента жизни"; чтобы показать ребятам, что работать необходимо эффективно всегда, естественно, не забывая о рациональности.

И таких техник достаточно много:

  • выявление отвлекающих факторов;
  • организация рабочего пространства;
  • пятишаговый план;
  • $86 400;
  • ретроспектива;
  • цифровой детокс...

И многие - многие другие.

Для мощной мотивации так сказать, не гнушаюсь " тяжёлой артиллерией" - благодарю сладкими призами тех, кто не пропустил за предыдущую четверть ни одного урока английского языка.

Ну и мотивирующим "ударом под дых"), так сказать, считаю свой индивидуальный социальный волонтерский монопредметный проект длительного действия, под названием -
" Ура! У меня больше всех "пятёрок!"

Победитель, по результатам обучения за учебный год, получает в подарок мобильный телефон, который он использует не только для интернет - игрушек , а так же и для выполнения работ по технологии смешанного ( гибридного) обучения английскому языку; ребятам нравится выполнять электронный диктант в приложении " Quizlet", выполнять задания, используя ЦОР, типа " Skysmart", "ЯКласс" и другие.

Сразу оговорюсь,, что я ни к чему и никого не призываю, ничего не утверждаю, просто, исходя из своего многолетнего профессионального педагогического опыта, выражаю своё мнение по поводу нынешнего поколения "Z" и тех ребят, которые находятся в сложной жизненной ситуации.

Я родилась на Кавказе, православная христианка. Выросла и воспитывалась, на протяжении четверти века, на традициях жителей этого благодатного, многонационального уголка России, где, как я всегда обращала внимание, принято заботиться о тех, кто, по мало зависящим от них обстоятельств жизни, не всегда может позволить себе то, что может себе позволить большинство из нас.

Я имею в виду такое понятие, как мусульманский налог - "закят".

Закя́т (араб. زكاة ‎, устар. زكوة ‎) — один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов и имущества (движимого и недвижимого) всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Согласно шариату, его выплата означает, что полученные доходы и нажитое богатство не являются греховными.

Поэтому, учитывая специфику моей работы в учреждении образования для особенных детей ( детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, к тому же, имеющих проблемы со здоровьем) я приняла решение, что ничего плохого не случится, если мой социальный проект окажется в действии и принесёт только пользу обучаемым мной деткам.

На протяжении предыдущих 7 лет я лишь убедилась в том, что и такой вид мотивации работает, приносит пользу и просто делает наш мир, как мне думается, чище и добрее.

В заключении могу сказать, что умело подобранный материал к уроку, использование элементов тайм - менеджмента и других приёмов, способов, методов мотивации, усиливают интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения.

И задача учителя, то ли при введении нового материала, то ли при проведении нетрадиционных мероприятий, направленных на выработку мотивации к обучению, заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, "разжевать и положить в клювик ", а в том, чтобы организовать работу учащихся так, чтобы дети смогли сами «додуматься» до решения ключевой проблемы урока и сами бы объяснили, как нужно действовать.

Литература:

1) Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию», сайт «Учебно-методический портал http://www.uchmet.ru/library/material/134267/
2) Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 4(5) октябрь-декабрь. – с. 16-22.
3) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 287с.
4) Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер, 2009. – 368с.: ил.
5) Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность. Диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2010. – 248с.
6) Адель Фабер и Элейн Мазлиш "Как говорить с детьми, чтобы они учились»;
7 )Кен Робинсон «Школа будущего»;
8) Джон Хэтти «Видимое обучение»;
9) Людмила Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка»

И просто любовь к детям, опыт работы и профессиональная интуиция)...

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены