РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение создания здоровьесберегающей среды в урочное и внеурочное время

Для успешного освоения программы на протяжении всего периода обучения необходимо соблюдать здоровьесберегающие аспекты организации процесса обучения:

  • гигиенические условия учебных помещений: чистота, температура, свежесть воздуха, рациональность освещения помещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – ориентировочная норма 7-10 мин;
  • число использованных учителем видов преподавания: норма - не менее 3-ёх за урок;
  • использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • физминутки и физкультпаузы, динамические паузы на свежем воздухе;
  • включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • благоприятный психологический климат на занятиях;
  • преобладающее доброжелательное, располагающее выражение лица учителя;
  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на занятии.

Также немаловажно учитывать позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • частую смену позы;
  • потягивание;
  • встряхивание руками;
  • зевота;
  • закрывание глаз;
  • подпирание головы;
  • остановившийся взгляд;
  • ненужное перекладывание предметов;
  • разговор с соседом;
  • увеличение количества ошибок в ответах;
  • невосприятие вопроса;
  • задержка с ответом;
  • частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Зачастую все эти признаки принимаются за простые нарушения дисциплины.

Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

В условиях школы – интерната гораздо больше возможности соблюсти здоровьесберегающие моменты:

  • в 1-м классе после занятий обязателен тихий час;
  • в режим включены обязательные прогулки как во время учебного дня (на большой перемене продолжительностью 40 минут после 3-его урока), так и во внеурочное время;
  • расписание уроков и коррекционно-развивающих занятий составлено с учетом режимных моментов.

Во время внеурочной деятельности очень важно помочь ребенку снять нервное и мышечное напряжение, накопившееся в процессе учебной деятельности, оказать помощь в преодолении особенностей развития (логопедическую, дефектологическую, психологическую), при этом помочь ребенку узнать что – то новое и интересное.

Наличие в нашем интернате соляной пещеры (галокамеры), сенсорной комнаты и спецального оборудования для песочной терапии позволяет:

  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • повысить уровень мотивации к обучению;
  • преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения;
  • развить коммуникативные навыки;
  • научить правильно выражать свои чувства и эмоции.

Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки / комната релаксации / мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, требующее особой структуризации.

Ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, среди которых основными являются звук (чаще музыка или звуки живой природы) и цвет, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста, исследует окружающее. Сенсорная комната является элементом полифункциональной интерактивной среды.

Сенсорная комната (СК) является мощным здоровьесберегающим инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения занятий по психологической разгрузке. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического психоэмоционального состояния у людей, формированию навыков рефлексии и саморегуляции.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого доброжелательного контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приглушенный свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются в коррекционной работе. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор".

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены