РАЗРАБОТКИ

Другие модули


5 класс. Русский язык. 4 шага к осознанной грамотности и учебной самостоятельности

О.Н. Бойцов, кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
ОЧУ Лингвистической школы г. Москвы

Е.А. Судьина,
методист, учитель начальных классов
Wunderpark International School

Всероссийские проверочные работы прочно вошли в нашу школьную жизнь. Они вызывают споры, есть сомнения в их объективности, результативности, необходимости… Ничего в ВПР оторванного от программы нет! Это факт! Как и в формах ОГЭ или ЕГЭ. Да, не каждый урок предполагает отражение заданий ВПР, необходимо порой связывать материал урока с некоторыми заданиями такого вида контроля. И это вполне нормально… Главное, не впадать в крайность, за что нас – учителей иногда и упрекают: проводить урок ради подготовки к ВПР… Это недопустимо и абсолютно непродуктивно. Попробую это пояснить.

Существенная доля успеха при выполнении любой контрольной работы это способность самостоятельно справиться с заданием: осмысленно прочитать его, понять и определить способ его выполнения.

Одной из больших проблем, с которой сталкиваются ученики при переходе со ступени начального образования в среднюю школу – это   способность учеников к самостоятельной последовательной работе. Иными словами, важна сформированность навыков организации умственного труда, т.е. умения ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени, а также способность к самостоятельному получению знаний и умение использовать их в своей практической деятельности.

При этом важно не просто изучение правил, которые требуют от ребёнка зубрежки и точной отработки в виде упражнений, когда нужно писать-писать-писать. И это иногда очень важно! Навык часто формируется только через тренировку. Но нередко ученик, хорошо запоминающий правило, не может применить его на практике. Поэтому не менее важно развитие у ребёнка способности осознанно применять правила, следуя пошаговому алгоритму.

Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению процессом мыслительной деятельности при овладении языковыми категориями, но и позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения.

Важно то, что алгоритм помогает и осмыслить правило. Он фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит - и более эффективными.

Чаще всего, уверен – это подтвердят учителя начальной и средней школы – ученики сталкиваются со следующими орфографическими «трудностями»:

  • написание орфограмм в «корне»;
  • правописание личных окончаний глаголов (к сожалению, на изучение этой темы в начальной школе отводится недостаточно времени);
  • правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
  • правописание не- с прилагательными;
  • постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами;
  • написание местоимений с предлогами.

Как же помочь ученикам разобраться в этом многообразии правил и морфем и выработать стойкий навык орфографической грамотности? Конечно, в этом помогает четкий алгоритм. Безусловно, только при выполнении определенных действий формируется конкретный навык. Рассмотрим это на одном из примеров.

Для формирования навыка эффективно работает четырехэтапная  модель усвоения способа действий. Условно назовем ее «4 шага к осознанности».

Эта модель будет эффективна при изучении любой темы русского языка, одновременно работая как на предметном уровне, помогая научиться грамотно писать, так и на уровне формирования умений работать с учебной задачей.

1 шаг. «Готовое решение»

Упражнение с готовым алгоритмом решения задачи. Ребёнку предлагается полный алгоритм выполнения учебной задачи с рассуждением.

Пример: проверка написания безударного падежного окончания имени существительного с предлогом « поехал по деревн…».

Что необходимо сделать?

  1. Определить часть речи: «деревня» – имя существительное;
  2. Определить склонение: «деревня» - женский род, окончание -я, 1 склонение;
  3. Определить падеж: «по деревне» (по чему?), существительное в дательном падеже;
  4. Проверить правописание безударного падежного окончания («вспоминаю или обращаюсь к справочнику (к таблице, к учебнику)»:  
  5. 1 склонение, в дательном падеже, окончание -е.

2 шаг. «Шпаргалка»

На этом этапе предлагаем ученику пример нового слова и только этапы рассмотренного алгоритма:

Сидел на диван….

1. Определи часть речи;

Диван - ( ? ) - это _____________________

2. Определи склонение;

Диван - _____________________

3. Определить падеж;

На диван….(на чём?) _____________________

4. Проверь правописание безударного падежного окончания (вспомни или обратись к справочнику (к таблице, к учебнику).

3 шаг. «Объясни»

Ученику предлагается разбор слова, а этапы алгоритма он озвучивает самостоятельно.

Подойти к беседк….

1. ______________________________

Беседка (что?) имя существительное

2. ______________________________

Беседка - женский род, окончание -а, 1 склонение;

3. ______________________________

Подойти к (к чему?) к беседк____

4. ______________________________

Подойти к беседке - 1 склонение, дательный падеж, окончание-е.

4 шаг. «Умею сам!»

Ученик получает набор слов для разбора, озвучивает рассуждение устно и вставляет пропущенные буквы.

Такую работу можно выполнять, используя материал любого учебника или дополнительного пособия (например сборники по подготовке к ВПР) на любом этапе урока.

Работа с такими заданиями не только формирует осознанные знания у ребенка, но и умение принимать учебную задачу, четко следовать шагам предложенного алгоритма, рассуждать. 

А главное - такая работа создает ситуацию успеха. Только ученик успешный движется вперед, обучается, преодолевает учебные трудности, не боится ошибаться. Только успешный ученик понимает конечную цель своего учебного успеха!

Статья опубликована на правах рекламы.


Редакция портала Издательство АСТ
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены