РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как подготовить детей к пересказу

В системе работы, призванной развивать и совершенствовать речевые умения учащихся, наиболее сложным является пересказ. Этот вид деятельности показывает точность понимания и усвоения учебного материала. При передачи содержания исходного текста активируется словарь ученика, совершенствуется грамматический строй речи. Однако проблема заключается в том, что при получении обширной информации ребенок часто оказывается не в состоянии классифицировать и воспроизводить ее самостоятельно.
Как выбрать систему работы, позволяющую добиться полного, логичного, содержательного пересказа? С чего начать подготовку к этому виду деятельности? Возникает множество вопросов, которые учитель должен поставить перед собой и попытаться ответить на них. Попробую на некоторые из них найти ответ в своей практической деятельности.
Встречая первоклассников, сразу понимаешь, что чем эмоциональнее ребенок, тем сложнее ему выразить свою мысль.

Я начинаю работу с активации словаря учащихся.

Свое внимание я направляю, прежде всего, на использование в речи имен прилагательных. Полагаю, что 3-5 минут на уроке обучения грамоте, русского языка, чтения можно выделить для небольшой игры или упражнения «Назови, какой это предмет, укажи его признак». Сначала можно это делать, используя сам предмет или его изображение. Например: яблоко - какое? Красное, круглое, большое, сочное, вкусное, аппетитное, ароматное, налитое… Некоторые слова даю детям сама, объясняя их значение, предпочтение отдаю подбору качественных прилагательных.

В начале работы с одним и тем же словом повторяю упражнение до трех раз с перерывом в одну и две недели. Так в 1 классе дети давали характеристику почти 30 предметам: фруктам и овощам, животным и цветам, игрушкам и посуде, одежде и мебели. Во 2 классе это упражнение несколько усложняется. Предлагаю дать характеристику явлению или группе предметов: грозе, книжной полке, стае птиц, букету цветов, состоянию комнаты… Теперь идет работа по построению словосочетаний с относительными прилагательными, причастиями. Например: прилавок магазина богатый, многоцветный, стеклянный, заполненный товаром…

В 3 и 4 классах работа по освоению прилагательных постоянно проводится на уроках чтения дети дают характеристику персонажу, его действию, состоянию души, настроению.

Например, читаем рассказ К. Паустовского «Жильцы старого дома». Дети отвечают на излюбленный вопрос - какой? - в отношение к главному персонажу - дому: шумный, музыкальный, добросердечный, чуткий, восприимчивый…

В активизации прилагательных помогает упражнение «Собери предложение», где дети поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы:

  • Картина висит.
  • Картина висит на стене.
  • Картина висит на стене в детской.
  • Великолепная картина с весны висит на стене в детской комнате.

Это упражнение нравится детям, вызывая у них азарт и улыбку. А моя задача – следить за последовательным и правильным распространением простого предложения.

Параллельно необходимо вести работу с глаголами, так как основа любой мысли – точно выбранное сказуемое. В этом разделе могут быть полезны упражнения:

1. «Замени глагол»:

В магазине мы деньги теряем – тратим.

2. «Уточни действие»:

Люди переходят улицу. Мальчик проскочил (прошмыгнул); мужчина прошествовал; женщина пересекла дорогу; старушка проковыляла (просеменила); малыш протопал; студенты проследовали и т.д.

Голодная собака съела конфету (проглотила, слизнула, сгрызла…).

3. «Подбери антонимы» (аналогично проводится работа по нахождению необходимых слов).

С введением в речь наречий дело обстоит гораздо сложнее, поэтому я начинаю заниматься этим со 2-го класса. В ходе введения словарных слов тогда, теперь, вместе, слева сразу составляются предложения:

Тогда дорога была бугристая, а теперь ровная.

На уроке русского языка можно выполнить ряд заданий типа:

1. «Ответь на вопрос как сделал? или как ведут себя персонажи?

Например, рассматриваем иллюстрацию к рассказу В Осеевой «Трусиха»: мальчик – испугано глядит, девочка – громко кричит, собака – угрожающе рычит, дети – с ужасом наблюдают.

2. «Ответь на вопрос как лежат предметы?»

Ответ может быть, например, таким: небрежно, хаотично, аккуратно, рядком, кучей…

3. «Ответь на вопрос каким образом?»

Описываем движение, изображенное на картинке: лошадь бежит рысью, медведь неуклюже ступает, мальчик догоняет друга бегом, путник переходит реку вброд и т.д.
Если у ребенка богатый словарный запас, он без труда выполняет подобные упражнения.

Этап работы над существительными – важнейший, и начинается он с первых дней учебы в школе.

Периодически обращаю внимание детей на конкретизацию слов при определенном действии предмета. Человек идет по улице – это прохожий, пешеход; в магазине – покупатель; в транспорте – пассажир; у врача – пациент; с ребенком – родитель и т.д.

Нужно уделять внимание и существительным-синонимам: мальчик – мальчуган, парнишка, малец, кроха, малыш…

Этот момент является подготовительным к работе над составлением словосочетаний, предложений. Творческие задания по моделированию предложений на заданную тему с определенным количеством слов предлагаются в работе со словарными словами: Осенью с огорода собирают овощи. С несколькими опорами: Осенью на огороде собрали богатый урожай овощей.

Видя результат работы детей по активации словаря уже в начале 2-го класса, можно переходить к следующему этапу подготовки – к пересказу. Суть деятельности на этом этапе – уяснить содержание и смысл исходного текста, чтобы воспроизвести его, передать логически стройно и последовательно. Важно обратить внимание на выявление логической цепочки событий.

Интересно проходит тренировочное упражнение по стихотворению А.Барто «Мяч»:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Мои вопросы:
- Назовите, кто совершает действие. (Таня).
- С чего началось действие?

Многие учащиеся, не задумываясь, говорят: «Громко плачет». Дальше беседа по тексту принимает юмористический характер: «Сначала заплакала, потом решила уронить в речку мячик?» Затем составляется программа действий»:

  • уронила
  • плачет
  • утешают

Задаются вопросы по построению (композиции) текста:

  • С чего же поэтесса решила начать свой рассказ? (Таня громко плачет)
  • Почему она так сделала? (Потому что заметили, что мяч в речке, после того, как Таня заплакала)
  • Может быть это и так, а может быть, автору хотелось выделить самую яркую деталь в рассказе?

Дети видят, что фабула не всегда совпадает с композицией.

И, безусловно, хорошую подготовку к пересказу дает «медленное чтение» текста. Дети во 2-м классе без труда запоминают яркие эпитеты и пользуются ими при воспроизведении: Мумии-тролль был еще овеян сновидениями. Бильбо и его друзья не могли преодолеть искушения.

Теперь моя задача – научить детей не затягивать сам пересказ, формировать у них быстроту и четкость мышления. Для этого есть специальные упражнения:

  1. «Расскажи по одному предложению» - подробный пересказ, когда внимание детей сосредоточено на том, чтобы не пропустить ни одной детали в тексте; выполняется поочередно, каждый произносит одну фразу.
  2. «Перескажи в пяти предложениях» - сжатое воспроизведение текста, формирующее четкость речи.

Здесь я хочу остановиться. Мои коллеги, я думаю, могли бы продолжить эту тему своими практическими находками, поскольку ежедневная работа по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку предоставляет достаточно возможностей для решения данной проблемы.

Применение изложенной выше системы дает хороший результат: развивает устную и письменную речь и способность воспроизводить текст как устно, так и письменно.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены