РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология работы ручным лобзиком

Агеев Олег Владимирович
учитель технологии
МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца»

Предлагаю Вашему вниманию статью в виде интересного содержательного рассказа о работе ручным лобзиком. Материал можно использовать на уроке технологии в 5 классе при изучении темы «Выпиливание лобзиком» или во внеурочное время для расширения кругозора и развития интереса у обучающихся к изучаемому предмету, их технологической грамотности, а также практических навыков работы с этим инструментом. Итак, начну своё повествование…

После уроков ребята: Витя, Руслан и Алексей, как обычно, собрались на детской площадке перед домом. Мимо проходил их товарищ, Иван, он нёс пакет, из которого торчал кусочек фанеры.

- Привет, Ваня, что это у тебя там, в пакете, - спросил Руслан, первым заметивший своего товарища.

- Привет, ребята! Да ничего особенного, лист фанеры, - ответил им Ваня.

- А для чего он тебе, и куда это ты направляешься? – спросил Витя.

- Я иду на занятие кружка «Техническое моделирование», к учителю Владимиру Олеговичу. Мы там с помощью ручного лобзика выпиливаем различные интересные игрушки из фанеры. Я уже сделал вертолёт и машинку. Сегодня буду выпиливать модель самолёта, - сказал Иван.

- Ух, ты, здорово! Вот бы посмотреть! – сказал Алексей.

- У меня есть в телефоне фотографии моих изготовленных игрушек. Если хотите, я вам их сейчас покажу, - предложил Ваня ребятам…

Посмотрев фотографии, ребята заинтересовались, им захотелось попробовать изготовить такие же игрушки.

- Ваня, а можно нам тоже пойти на кружок вместе с тобой? – хором спросили его ребята.

- Владимир Олегович, я думаю, будет не против этого. Тем более, он сам говорил: «Ребята, приводите своих товарищей, желающих научиться работать лобзиком». Только есть одно условие: на кружке необходимо заниматься, не лениться, а не бить баклуши, - ответил им Иван.

- Мы будем работать! Мы постараемся, Ваня, - сказали ребята.

После этого Витя, Руслан и Алексей позвонили своим родителям и предупредили их, что они вместе с Ваней пойдут записываться на кружок «Техническое моделирование» и будут отсутствовать около полутора часов. Получив добро, четвёрка друзей отправилась на кружок. Здание, где проходили занятия, находилось недалеко от дома, поэтому дорога заняла всего несколько минут.

- Здравствуйте, Владимир Олегович! – поприветствовал своего учителя Иван,- Вот привёл своих друзей: Витю, Руслана и Алексея, они хотят научиться работать лобзиком.

- Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста, в класс, - ответил им Владимир Олегович.

- Ваня, надевай фартук, приступай к изготовлению модели самолёта. Возьми листы с выкройками деталей, размечай и работай потихоньку, - сказал учитель, обращаясь к Ивану.

Ваня так и сделал…

- А вы, ребятки, подойдите, пожалуйста, ко мне для ознакомления с инструкциями и правилами безопасной работы с ручным лобзиком, - предложил он Ваниным товарищам.

Руслан, Витя и Алексей проследовали за ним и заняли рабочие места, указанные Владимиром Олеговичем.

Учитель взял со стола инструмент, внешне напоминающий ножовку по металлу, но немного вытянутый и с более тонкой пилкой, и начал своё повествование…

- Этот инструмент, ребята, называется ручной лобзик. Он предназначен для выпиливания различных изделий из фанеры. Мы будем работать с фанерой, толщиной 5 мм, так как это наиболее оптимальный и доступный вариант, тем более для новичков. Ручной лобзик состоит из металлической рамки, на концах которой имеются винтовые зажимы с гайками для крепления пилки – узкой тонкой металлической полоски с мелкими зубьями. У инструмента есть удобная рукоятка, которая изготавливается либо из дерева, либо из пластика. У нас в мастерской, ребята, лобзики с деревянными ручками. С инструментом необходимо обращаться бережно и аккуратно: не кидать его, не ронять, использовать строго по назначению. Главная часть лобзика, как вы, наверное, уже догадались – это пилка. Вставляется она следующим образом: во-первых, перед её вставкой, обратите внимание, чтобы зубья были направлены наружу и наклонены в сторону ручки (Виктор Олегович показал ребятам эту особенность пилки), во-вторых, ребята, пилку сначала закрепляют в нижнем зажиме около ручки, а затем, натянув немного рамку, закрепляют в верхнем зажиме. Чтобы облегчить себе работу, рамку пилки можно зажать в слесарных тисках (учитель продемонстрировал этот приём). Потом, ребятки, необходимо проверить пилку на «музыкальность»: для этого её необходимо немного оттянуть в сторону и отпустить, если она издаёт звук, значит, вы всё сделали верно, и инструмент готов к работе.

- Ребята, возьмите лобзики и попробуйте вставить в них пилки, - предложил Владимир Олегович в качестве закрепляющего упражнения.

Витя, Руслан и Алексей приступили к выполнению упражнения, предварительно надев рабочие фартуки. И у них всё получилось.

- Для выпиливания, ребята, нам понадобится ещё одно приспособление – выпиловочный столик, который иногда называют, за внешнее сходство, «ласточкин хвост», - продолжил учитель, - Он с помощью струбцины крепиться к верстаку и на нём проделываются все работы по выпиливанию фанеры. Необходимо следить, чтобы пилка лобзика всё время находилась в прорези «ласточкиного хвоста». При работе пилка должна совершать вертикальные движения вверх-вниз, а другой рукой необходимо плавно поворачивать фанеру, придерживая её так, чтобы пилка пилила строго по размеченной карандашом линии (учитель продемонстрировал приём работы).

Лобзик мы подготовили, теперь осталось подготовить фанеру. Она должна быть сухой, ровной, не содержать дефектов, посторонних предметов в виде гвоздей и проволоки, а также заусенцев и острых краёв. Рисунок выкроек деталей изделия переводится на лист фанеры с помощью карандаша и копирки. Если детали содержат внутренние контуры, то выпиливание начинается с них. Для этого в любом месте контура проделывается отверстие: с помощью шила или сверла диаметром 3 мм. Затем верхний зажим лобзика ослабляется, и пилка вставляется в это отверстие и снова зажимается. По окончании выпиливания внутреннего контура необходимо снова ослабить верхний зажим лобзика, вынуть пилку и снова закрепить её в рамке инструмента. Потом выпиливают внешние контуры деталей. Если контур имеет резкие повороты, то, не прекращая движений пилкой лобзика, заготовку из фанеры плавно поворачивают на требуемый угол.

После выпиливания образуются неровности, которые зачищают напильником или надфилями – небольшими напильниками толщиной 2-3 мм. А потом все поверхности необходимо обработать мелкозернистой шкуркой.

Если вы выпиливаете изделие, состоящее из нескольких деталей, то после возникнет необходимость их соединять друг с другом. Для этого в местах соединения делают небольшие пропилы толщиной, не превышающей толщину фанеры, в нашем случае 5 мм. Если сделаете больше, соединение будет непрочным. Таким образом, ребята, после выпиливания мы получаем детали, которые можно собирать и разбирать, как конструктор. По окончании работы, связанной с выпиливанием, если возникнет необходимость, изделие можно декорировать: раскрасить красками или выжечь электровыжигателем, а затем покрыть бесцветным лаком для придания большей выразительности. Всё необходимое имеется у нас в кабинете.

- Всё ли вы поняли, ребята, из моего рассказа? – спросил Владимир Олегович.

- Да, спасибо большое Вам за подробное, содержательное повествование, - ответили ребята.

- А когда можно приступать к работе? – спросили ребята.

- Прямо сейчас вы можете присоединиться к своему товарищу Ивану и начать изготавливать модель самолёта, - ответил им Владимир Олегович.

Прошло время. Ребята вынесли во двор свои модели самолётов: у Вити – зелёный, у Руслана – синий, у Алексея – ярко-жёлтый, а у Ивана - защитного цвета. Все мигом сбежались посмотреть. Уж очень интересными и привлекательными получились модели…

Ещё несколько ребят после этого пожелали записаться в кружок «Техническое моделирование». А четвёрка друзей - Витя, Алексей, Ваня и Руслан - сделали ещё немало полезных и интересных моделей…

Всего комментариев: 1
avatar
1 Игоревич • 22:22, 27.02.2016

Олег Владимирович! Спасибо за статью! Не перестаю удивляться Вашей фантазии.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены