РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Организация вебинара: обзор возможностей для педагога

Рыкова Елена Станиславовна
Филиал ГБПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства» в поселке Магистральный
Преподаватель физики и специальных дисциплин

Одной из значимых задач современного образования становится создание системы открытого образования, системы, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам с использованием технологий дистанционного обучения.

Электронное обучение применяется как при очной, так и при заочной формах.

Теперь мы можем проводить уроки, лекции, тренинги, обучаться в онлайн режиме, не выходя из дома, благодаря Интернету и новым формам обучения.

Одним из перспективных направлений дистанционного образования становится проведение вебинаров.

Вебинар это – онлайн-семинар, организованный при помощи web-технологий в режиме прямого эфира, но с ограничением взаимодействия между его участниками. А именно, с одной стороны, обучающиеся – слушатели (аудитория от 2 человек и более), с другой стороны, спикер или спикеры, которые представляют информацию аудитории поочередно.

Вебинар выполняет одновременно или по отдельности три функции, также, как и урок в режиме реального времени: обучающую (содержание учебного материала), консультационную (режим вопросы в чате) и контролирующую (режим интерактивного голосования или опроса).

На сегодняшний день вебинар – это не только семинар, но и уроки онлайн, лекции онлайн. Платформы, используемые для проведения вебинаров предоставляют возможность использовать чат(ы); опрос; демонстрацию контента; совместную работу, работу в группах и др. Их сочетание позволяет решать разнообразные дидактические задачи.

Наиболее существенные дидактические характеристики вебинара: индивидуализация процесса образования (каждый обучающийся имеет доступ к вебинару, может просматривать и пересматривать его в удобное для себя время); преподаватель имеет возможность использовать целый спектр технического обеспечения: презентации, интерактивные видео, интерактивные плакаты, веб-сайты и тп., техники речевого воздействия, жестов и мимики; несмотря на ограниченное взаимодействие, сохраняется живое общение между преподавателем и обучающимся (в режиме реального времени студент может задать любой вопрос по теме); комфортные условия обучения (можно выбрать совершенно любое место просмотра вебинара – в кафе, дома, в автобусе)

Итак, возможности, предоставляемые вебинаром: многосторонняя видео- и аудио-конференция; загрузка и просмотр контента; текстовый чат; опросы; демонстрация слушателям экрана компьютера лектора.

Использование данного вида организации занятия дает следующие преимущества в образовательном процессе:

  • Возможность интерактивного участия.
  • Экономия средств и времени на обучение.
  • Для вебинаров не существует границ и расстояний;

Некоторые недостатки вебинаров:

  • по сравнению с традиционной формой обучения педагог тратит большее количество времени на подготовку к занятию (выбор платформы, адаптации учебного курса к интернет-форме, самому обучению работы с платформой);
  • вебинар не предполагает двусторонний зрительный контакт: лектор не имеет возможности установить визуальный контакт со своей аудиторией;
  • относительная сложность программного обеспечения для пользователей, которые пользуются подобным сервисом впервые;
  • преподаватель, привыкший к традиционному образовательному процессу, может вести онлайн-лекцию без присущей ему экспрессии и эмоциональности, ввиду того, что вебинар является относительно новой технологией, применяемой в учебной деятельности. Однако со временем преподаватель адаптируется к новой форме проведения занятий и начинает чувствовать себя комфортно.

Основные виды вебинаров, используемые для проведения занятий:

  • Информационный семинар, основной целью которого является представить образовательный продукт для набора группы слушателей.
  • Во время обучающего вебинара спикер проводит лекцию с целью обучения своих слушателей.
  • Тренинги (с практическими заданиями). Этой форме отдают предпочтение преподаватели, тренеры и консультанты – авторы уникальных методик и технологий. Для проведения тренинга чаще используются одновременно две платформы – для лекций и контроля за самостоятельной работой в системе дистанционного обучения.
  • Коммуникационные вебинары удобны, когда необходимо пообщаться с аудиторией или провести консультацию, на которой ответить на вопросы по урокам.

Многим кажется, что вебинары — это формат, ограничивающий коммуникацию с учениками, так как это, как правило, система односторонней связи. Однако умелый преподаватель сможет даже вебинар превратить в живое занятие. Для этого нужно грамотно выстраивать мультимодальную коммуникацию:

  • преподаватель говорит — ученики слушают;
  • преподаватель включает камеру/демонстрирует презентацию, экран — ученики смотрят;
  • преподаватель задаёт задание что-то написать в чате/на презентации/в документе или поставить реакцию вебинару — ученики делают что-то руками.

В организации вебинара выделяют три основных этапа: подготовка оборудования, техническое обеспечение; подготовка к проведению; проведение вебинара.
Для проведения либо участия в вебинаре необходимо следующее оборудование: Персональный компьютер или ноутбук с подключением к интернету. Рекомендуемая скорость для комфортного участия в вебинаре с просмотром видео от 2 Мбит/с. Веб-камера. Гарнитура или микрофон и звуковоспроизводящие устройства (наушники, звуковые колонки). Эхоподавление. Программное обеспечение на ПК пользователя.

Далее необходимо определиться с площадкой, на которой вы будете его проводить. В настоящее время существует множество сервисов для вебинаров, среди которых различаются коммерческие, свободно-распространяемые. Описания этих сервисов представлены в сети Интернет.

Если вам нужно быстро провести видеоконференцию с числом участников до 50 человек, то вам отлично подойдет Skype, он есть на каждом компьютере с операционной системой Windows 10 и имеет простой и понятный интерфейс. Если не нравится Skype, то можно воспользоваться бесплатными площадками Google Meet или Телфин через браузер, в последнем случае не требуется регистрация. Для проведения обучающих семинаров подойдут MyOwnConference или Microsoft Teams, в последнем случае существует программа для ПК, а не браузерная версия. В случаях, когда необходима постоянная командная работа, лучшим бесплатным решением станет программа Discord. Для постоянного коммерческого проведения вебинаров, семинаров и видеоконференций подойдет Zoom или VideoMost, TrueConf, Mind с подпиской. Тут на первый план выходит цена и необходимые дополнительные возможности. А вот для полноценной интеграции образовательных процессов наиболее подходящим является Microsoft Teams, который имеет оптимальный набор возможностей и инструментов для полноценной удаленной работы.

Все вебинарные площадки имеют что-то общее с точки зрения особенностей создания вебинарной комнаты, подключения, использования, интерфейса, но также есть и различия. Однако, научившись использовать какую-нибудь одну площадку, не сложно будет освоить и остальные платформы в случае необходимости. Обычно на сайтах вебинарных площадок размещают инструкцию по работе с данной площадкой.

Вебинарная комната (или диалоговое окно вебинара) обычно включает следующие элементы: список участников, изображения преподавателя, студентов, презентация, документы, другие объекты, чат, рисование, запись.

При подготовке к проведению вебинара следует информировать его потенциальных участников заблаговременно. Организовать рабочее место преподавателя - ведущего вебинара. Также заранее должны быть подготовлены основной учебный материал, тексты опросов, которые будут проводиться в ходе вебинара. При проведении обучающего вебинара можно заранее отправить раздаточные учебно-методические материалы для ознакомления.

К вебинару необходимо подключиться за 15–20 минут до начала, сделать тест системы и проверить, что всё работает, огласить тему и план урока, добавив их на первые слайды презентации. Сообщите, сколько времени продлится мероприятие, каким образом и когда можно задавать вопросы. Оптимальный вариант продолжительности вебинара – 45-60 минут, поскольку в течение данного времени можно удерживать внимание аудитории достаточно эффективно.

В начале вебинара, после представления, оглашения темы и рассматриваемых вопросов, рекомендуется отключить видеотрансляцию и оставить только аудиотрансляцию, чтобы не тратить трафик и сфокусировать внимание слушателей на презентации.. В конце вебинара можно опять продемонстрировать свое изображение обучающимся во время подведения итогов занятия.

В ходе основной части вебинара излагается основная тема занятия с одновременным показом презентации. Переход от слайда к слайду должен сопровождаться голосовым сообщением об этом.

При проведении вебинара необходимо помнить, что на вебинаре ученикам сложнее сохранять концентрацию внимания, поэтому не затягивайте с теоретической частью, рекомендуется дробить материал на небольшие порции, перемежающиеся различными активными формами (опрос, интерактивное задание (рисование), работой в группах (для этого может использоваться режим создания отдельных комнат для участников (если такая функция имеется); если вебинарная комната предоставляет возможность не только использовать общий чат, то участники могут писать друг другу приватные. Особенно важно постоянно контролировать состояние учеников и просить не стесняться задавать вопросы. После каждого этапа занятия уточняйте, есть ли у слушателей вопросы. При ответе на вопросы в чате, преподавателю необходимо зачитывать содержание каждого вопроса вслух.

По завершении вебинара обязательно подводятся итоги: преподаватель оценивает активность студентов, благодарит за работу участников. Также конце встречи можно сделать анонсировать будущие вебинары или сообщить другую необходимую информацию.

Помните, что при проведении вебинаров время от времени могут возникнуть внештатные ситуации (сбой интернет-соединения, задержка аудиопотока, отключение электроэнергии и т.п.). это может произойти у всех даже при очень тщательной подготовке. Если у вас что-то пошло не так, не волнуйтесь и постарайтесь отнестись к этому с юмором.

Итак, подведем итог: организовать свой собственный вебинар проще, чем нам кажется.

Главный секрет хорошей организации вебинара - мы сами. Будьте уверены в себе, пробуйте и не бойтесь ошибок - чем больше вебинаров вы проведете, тем проще будет организовать вебинар в следующий раз. Желаю удачи!

Литература

  1. Вебинары. Организационно-методические указания для преподавателей / сост. Д.А. Урбаев. – Красноярск: СФУ, 2014. – 15 с.
  2. Как организовать вебинар – полная инструкция. Статья. Автор: Дмитрий Новосёлов.
  3. Мещерякова О.И., Исакова О.Ю. «Методика обучения преподавателей использованию вебинаров в учебном процессе вуза» // ОТО. 2015. №4.
  4. «Технология проведения учебных занятий в формате вебинара». Составители: Клейносова Надежда Павловна Кадырова Эльвира Алиевна Телков Игорь Анатольевич Хруничев Роберт Вячеславович
  5. Университет ИТМО. Образовательная деятельность. «Вебинар. Организация и проведение вебинаров». //Электронный ресурс/ режим доступа: http://distant.itmo.ru/webinar.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены