РАЗРАБОТКИ

Другие модули

О старших классах, ЕГЭ и здравом смысле

С 2009-го года курс средней школы завершается едиными государственными экзаменами (ЕГЭ). Они имеют специфические требования, которые не совпадают с рутинными школьными подходами ни методически, ни технически, ни в смысле психологической готовности учеников. Со старшеклассниками надо направленно работать, чтобы они могли успешно пройти экзамены.

Сегодня программа старших классов не предусматривает подготовки к ЕГЭ. Ни при внедрении новых экзаменов, ни за прошедшие годы никто не озаботился привести школьные программы в соответствие с духом и буквой ЕГЭ. Экзамены не стали естественным завершением школы, они не отвечают принципу непрерывности обучения.

Действительно, ученик даже в случае добросовестного выполнения всех школьных заданий к концу учебного года не будет полностью подготовлен к сдаче экзаменов, если только он не занимается дополнительно и вне школы. Таким образом, школа (не по своей вине) не разделяет со своими питомцами их надежд и целей и не помогает им успешно завершить курс учебы.

Для старшеклассников первостепенной задачей является подготовка к экзаменам по выбранным дисциплинам. И работать им надо изо всех сил, потому что от набранных баллов зависит будущая карьера. Школа же заставляет учеников тратить время и внимание на предметы, которые в ближайшей перспективе, а может и навсегда для них бесполезны. В результате ученики либо тихо саботируют школьные занятия, либо откровенно пренебрегают ими - и в то же время интенсивно трудятся вне школы, часто с репетиторами, по избранным предметам. Школьники перегружены сверх меры. Репетиторство цветет. Родители тратят деньги, которым нашлось бы лучшее применение. Можно сказать, что жизненные интересы выпускников и их семьей вошли в конфликт с деятельностью школы.

Вопрос по ходу: а вообще-то чью работу оценивают ЕГЭ? Неужели репетиторов?

Учителя оказались в сложном положении. С одной стороны, они прекрасно понимают позицию учеников и рады бы им помочь. С другой стороны, они связаны по рукам и ногам должностными обязанностями, которые прямо препятствуют оказанию помощи.

Мина была заложена в тот самый час, когда наши управленцы ввели ЕГЭ одним махом, в административном порядке - и в очередной раз доблестно продемонстрировали свою неспособность к системным решениям. Знакомая картина: правая рука не знает, что делает левая.

Какие рецепты предлагаются для выхода из этой абсурдной ситуации?

Раздаются призывы вернуться к «лучшему в мире советскому образованию». Для меня этот лозунг представляется одним из советских мифов об СССР. Советская школа с ее полуказарменной дисциплиной, жестоко идеологизированная (можно добавить еще политизированная, безальтернативная, регламентированная ... и так далее) сегодня, по счастью, невозможна. Жалобы на то, что сейчас учат хуже, вовсе не означают, что раньше все было хорошо. И вообще здесь ностальгия неуместна, так как возврата к прошлому просто нет.

Следующий призыв: отмените ЕГЭ, давайте вернемся к старой системе оценки знаний. Конечно же, это будет шагом назад. ЕГЭ отличают замечательные достоинства: объективность, единообразие требований, прозрачность, беспристрастность, независимость от конъюнктуры. Часто критикуемые недостатки этих экзаменов можно отнести к болезням роста (если, конечно, быть доброжелательными). В старой же системе риск коррупции и потенциальная необъективность были неконтролируемы в принципе.

Все встанет на свои места, если в школьные программы ввести подготовку к ЕГЭ с правом ученика выбирать тот или иной спектр дисциплин. В таком случае школа несет полную ответственность и за готовность выпускника к государственной оценке его знаний, и за результаты этой оценки. ЕГЭ же функционируют согласно своему высокому статусу инструмента контроля государства за эффективностью работы школы и уровнем подготовки будущих специалистов. Это просто здравый смысл и ничего более.

Автор:
Геннадий Гаспарян
Учитель Русской воскресной школы «Знание» (Лондон, Великобритания)

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.