РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О старших классах, ЕГЭ и здравом смысле

С 2009-го года курс средней школы завершается едиными государственными экзаменами (ЕГЭ). Они имеют специфические требования, которые не совпадают с рутинными школьными подходами ни методически, ни технически, ни в смысле психологической готовности учеников. Со старшеклассниками надо направленно работать, чтобы они могли успешно пройти экзамены.

Сегодня программа старших классов не предусматривает подготовки к ЕГЭ. Ни при внедрении новых экзаменов, ни за прошедшие годы никто не озаботился привести школьные программы в соответствие с духом и буквой ЕГЭ. Экзамены не стали естественным завершением школы, они не отвечают принципу непрерывности обучения.

Действительно, ученик даже в случае добросовестного выполнения всех школьных заданий к концу учебного года не будет полностью подготовлен к сдаче экзаменов, если только он не занимается дополнительно и вне школы. Таким образом, школа (не по своей вине) не разделяет со своими питомцами их надежд и целей и не помогает им успешно завершить курс учебы.

Для старшеклассников первостепенной задачей является подготовка к экзаменам по выбранным дисциплинам. И работать им надо изо всех сил, потому что от набранных баллов зависит будущая карьера. Школа же заставляет учеников тратить время и внимание на предметы, которые в ближайшей перспективе, а может и навсегда для них бесполезны. В результате ученики либо тихо саботируют школьные занятия, либо откровенно пренебрегают ими - и в то же время интенсивно трудятся вне школы, часто с репетиторами, по избранным предметам. Школьники перегружены сверх меры. Репетиторство цветет. Родители тратят деньги, которым нашлось бы лучшее применение. Можно сказать, что жизненные интересы выпускников и их семьей вошли в конфликт с деятельностью школы.

Вопрос по ходу: а вообще-то чью работу оценивают ЕГЭ? Неужели репетиторов?

Учителя оказались в сложном положении. С одной стороны, они прекрасно понимают позицию учеников и рады бы им помочь. С другой стороны, они связаны по рукам и ногам должностными обязанностями, которые прямо препятствуют оказанию помощи.

Мина была заложена в тот самый час, когда наши управленцы ввели ЕГЭ одним махом, в административном порядке - и в очередной раз доблестно продемонстрировали свою неспособность к системным решениям. Знакомая картина: правая рука не знает, что делает левая.

Какие рецепты предлагаются для выхода из этой абсурдной ситуации?

Раздаются призывы вернуться к «лучшему в мире советскому образованию». Для меня этот лозунг представляется одним из советских мифов об СССР. Советская школа с ее полуказарменной дисциплиной, жестоко идеологизированная (можно добавить еще политизированная, безальтернативная, регламентированная ... и так далее) сегодня, по счастью, невозможна. Жалобы на то, что сейчас учат хуже, вовсе не означают, что раньше все было хорошо. И вообще здесь ностальгия неуместна, так как возврата к прошлому просто нет.

Следующий призыв: отмените ЕГЭ, давайте вернемся к старой системе оценки знаний. Конечно же, это будет шагом назад. ЕГЭ отличают замечательные достоинства: объективность, единообразие требований, прозрачность, беспристрастность, независимость от конъюнктуры. Часто критикуемые недостатки этих экзаменов можно отнести к болезням роста (если, конечно, быть доброжелательными). В старой же системе риск коррупции и потенциальная необъективность были неконтролируемы в принципе.

Все встанет на свои места, если в школьные программы ввести подготовку к ЕГЭ с правом ученика выбирать тот или иной спектр дисциплин. В таком случае школа несет полную ответственность и за готовность выпускника к государственной оценке его знаний, и за результаты этой оценки. ЕГЭ же функционируют согласно своему высокому статусу инструмента контроля государства за эффективностью работы школы и уровнем подготовки будущих специалистов. Это просто здравый смысл и ничего более.

Автор:
Геннадий Гаспарян
Учитель Русской воскресной школы «Знание» (Лондон, Великобритания)

Читайте также:
Всего комментариев: 2
avatar
1 Sunline8 • 20:13, 21.02.2020

Легко рассуждать, сидя в Лондоне, о качестве образования и восхвалять ЕГЭ как образец "объективности". Я работаю с теми, кто сдал ОГЭ (тоже порождение ада) и не могу сказать ничего хорошего ни про ОГЭ, ни про ЕГЭ - знаний фундаментальных просто нет, или они обрывочные, искать информацию не могут.
avatar
2 genagasparyan • 00:18, 08.03.2020

Очень понимаю вас и сочувствую. Я и сам вовсе не в восторге от ЕГЭ и его подходов. Вы правы, что мне легче, чем тем, кто в этом котле варится, но, с другой стороны, не-ЕГЭ еще хуже. Мне в статье совсем не хотелось ругаться (хотя основания были), и я просто подчеркнул, что до- и без-ЕГЭшная ситуация с оценкой знаний - это катастрофа. Другой вопрос - качество знаний учеников, ничтожность которых именно ЕГЭ и подтверждает. О моем отношении к этой проблеме и вообще о сегодняшней школе вы можете прочесть в моем бесплатном сборнике статей на https://www.teacherspayteachers.com/Product/--5024563. Спасибо за отзыв!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены