РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Губительные последствия процентомании

Процентомания и её губительные последствия

Очень многие думают, что российская школа одна из лучших в мире. Да, это было, но очень давно – примерно до середины 70-х годов прошлого столетия. Мы имели хорошие учебники (кроме крайне заидеологизированных учебников по истории, литературе и биологии), учитель был уважаемым человеком (видимо, по инерции от старых времён). В школе был порядок, дисциплина поддерживалась на высоком уровне. Учителя не завышали оценок, и ученики учились, выполняли домашние задания. С хулиганами не церемонились. В те времена даже представить себе невозможно было, чтобы ученики вытворяли на уроках то, что сейчас периодически показывают по ТВ, и что в самом деле творится в большинстве школ (кроме элитных, разумеется). Да, были и двойки, и второгодники, но были и знания у учеников. Репетиторов не было, школа справлялась без них.

Затем за дело взялись чиновники от образования и стали выжимать процент успеваемости. Был провозглашён лозунг: «Учитель ставит двойку себе». Запретили ставить не только двойки, но и стали требовать, чтобы количество «хорошистов» было не хуже, чем в среднем по району и по области, т.е. более 50 процентов. Отделы образования проверяют оценки за четверть, за любую двойку в четверти школа получает показательную выволочку, а уж о двойках за год и второгодниках вообще давно забыли. Ученики прекрасно понимают, что учить уроки не обязательно – всё равно поставят положительную оценку. Учителя говорят с горечью: «Три пишем – два в уме».

В наших школах домашние задания не выполняются или выполняются кое-как. Обстановка на уроках нерабочая – всегда в классе найдётся несколько человек, которые не работают и развлекаются как хотят, мешая учителю вести урок и учиться остальным ученикам. Пожаловаться на такого ученика учитель не может, так как его же и обвинят в том, что он не умеет воспитывать, что у него конфликты с учениками и т.п. Зато ученики и их родители с удовольствием жалуются на малейшие и часто придуманные учениками (в оправдание своих же безобразий) нарушения со стороны учителей. Если родитель пригрозит, что обратится с жалобой в отдел образования, школа немедленно становится на колени, ибо все прекрасно понимают, что в отделе образования разбираться по существу не станут, а просто накажут школу – им так удобнее. Поэтому сор из избы не выносится до последнего, а хулиганы от безнаказанности наглеют ещё больше. Многие возмущались сериалом «Школа», а, между тем, многое из показанного там - чистая правда.

Такое положение является следствием одного явления - процентомании. Именно процентомания является основной бедой нашей школы. Такого нет нигде в мире, кроме России и постсоветского пространства. Когда говоришь иностранному преподавателю, что в наших школах запрещено ставить неудовлетворительные оценки и приходится мириться с безобразиями на уроках, он просто не верит, что такое возможно. Да и как может поверить в это здравомыслящий человек? Но нашим чиновникам всё нипочём, им подай «справную» цифру, а там хоть трава не расти!

В УГ от 12 июля 2011 г. описан скандал с процентоманией в школах в штате Айова в США. Там этим вопросом сразу же заинтересовалась ФБР и прокуратура. Все 178 подозреваемых учителей, если их вину докажут, работать в школах больше никогда не будут. Директорам и инспектору грозят тюремные сроки.
В начале 80-х прошлого столетия началось широкое общественное обсуждение этой проблемы. Удалось даже достучаться до высшего руководства, в результате чего было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313. В нём есть такие строки (в п. 11):
«Решительно искоренять из школьной практики факты формализма и процентомании, либерализм в оценке знаний и поведения учащихся. Отменить отчетность школ об успеваемости».
В эпоху горбачёвской гласности (1986 – 1988 гг.) о процентомании в школах писали многие газеты, и, особенно, «Учительская газета». Приводились многочисленные факты, свидетельствующие о деградации нашей школы, и главной причиной называлась именно процентомания. В 1992 году был принят Закон об образовании, в котором появились положения, защищавшие учителя и дающие ему свободу в выборе методик обучения и методов оценки знаний учеников. Под давлением общественности и этого Закона об образовании чиновники были вынуждены умерить свой пыл. Но примерно в конце девяностых всё вернулось на круги своя - в школы вернулась процентомания, причём, в ещё худшем варианте.

Учителя пишут о процентомании в форумах, но как-то робко, по-видимому, разуверились в возможности перемен. Телевидение и центральная пресса этой проблемы вообще не замечают. Только «Учительская газета» изредка печатает статьи о процентомании в школах. Приведу только одну цитату из статьи Геннадия Пекшева, директора средней школы №3 г. Новоалтайска, Алтайского края, под названием «Кому мы лжём, или неразрешимые противоречия системы» в Учительской газете № 49 от 8.12 2009 г.:
«Нас, руководителей школ, местные органы управления образованием обязывают в отчетах доводить результат успеваемости учащихся до 100%. Это явление, которое в прошлом столетии называлось «процентомания», сегодня расцвело с новой силой. Мы вынуждены принимать «правила игры» и лгать, не давая повода муниципальным управленцам упрекать школу в некачественной работе, так как они тоже должны доложить «наверх» о высоких результатах курируемой отрасли».
В России есть небольшое количество школ, в которых полный порядок, а хулиганов и лодырей к таким школам близко не подпустят. Именно в таких школах (или за границей) учатся дети больших чиновников. При посещении образовательных учреждений руководителей ведут именно в такие школы, в результате чего у них складывается ложное впечатление о полном благополучии во всех российских школах.

Единственное правильное действие Министерства образования по улучшению обстановки в школах – это введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ученики начали хоть как-то учить хотя бы те предметы, по которым они будут сдавать ЕГЭ. Будем надеяться, что многочисленные попытки опорочить и как-то обойти ЕГЭ не увенчаются успехом. В то же время, ЕГЭ показал всю слабость нашего образования. Например, по математике, ЕГЭ по которой сдают все ученики, проходной балл на положительную оценку объявляется после обработки всех результатов, и это мера вынужденная, т.к. в противном случае пришлось бы выставить очень много неудовлетворительных оценок. А сейчас для сдачи ЕГЭ по математике достаточно решить 4 простеньких примера (из 30!). В любом другом случае такая оценка считается неудовлетворительной. Очевидно, что хотя ЕГЭ – шаг в правильном направлении, но одного ЕГЭ недостаточно – нужны более глубокие перемены.
Положение в школьном образовании стремительно ухудшается. Вот результаты независимых международных оценок (цитирую по сайту 812’ОНЛАЙН):
«Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подвела итоги четвертого глобального рейтинга школьного образования PISA-2009…
Что касается России, то в этом году страна находится на 40-43-м месте рейтинга PISA в зависимости от предметного тестирования. В общем же рейтинге Россия - на 41-м месте. В предыдущем цикле тестирования, PISA-2006, Россия находилась несколькими строчками выше, на 32–37 месте. Ранее результаты были лучше: в 2003 году – 20–30 места по разным дисциплинам, в 2000 году – 21–25 места…
Реакция чиновников из министерства образования РФ на столь плачевные, а главное - ухудшающиеся с каждым годом результаты российских школьников, неизвестна».

Причин такого положения в нашем школьном образовании несколько, но главная из них – это процентомания. Для ликвидации этой язвы школьной жизни не требуется финансовых затрат, а нужна лишь политическая воля на самом верху. Без этого школе не помогут ни новые образовательные стандарты, ни новая техника, ни повышение зарплат учителей, а молодые выпускники вузов, особенно мужского пола, работать в такую школу не пойдут ни за какие гранты, ибо нормально работать в таких условиях невозможно.
Последствия процентомании губительны. Главная беда даже не в том, что мы выпускаем неучей, а в том, что наши выпускники за 11 лет безделья и полной безнаказанности становятся абсолютно безответственными людьми, а это уже угроза существованию государства.


Жуков 03.01.2012 3336 1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Готова подписаться под каждым словом. Недавно был неприятный разговор с начальством за поставленную тройку в четверти хорошисту. Чего я только не наслушалась! Другие мои коллеги не рискнули поставить лодырю троек и избежали нервортепки. А что в итоге?
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.