РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Урок по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Дума"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
«М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «ДУМА» »

(учитель Калачева Татьяна Петровна)

Ст.Полтавская
МАОУ СОШ №7

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «ДУМА»

Печально я гляжу на наше поколенье:
Его грядущее иль пусто , иль темно.
М.Ю.Лермонтов

Цитата для дискуссии:
Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.
Бенкендорф.

Словарная работа:
1. Пластическая картина объективности – пластика – совокупность искусств, создающих объемные формы (скульптура, резьба).
2. Персонифицировать – персона – личность, особа.
3. Пафос – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.
4. Собирательный образ.
5. Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.
6. Полемика – спор при обсуждении литературных, политических вопросов.

ХОД УРОКА:
Учитель объявляет тему урока, цель и план, который дан на доске.
1. Эпоха «безвременья» по книге Герцена «Былое и думы».
2. Стихотворение «Монолог».
3. Анализ стихотворения «Дума».
4. Сопоставление стихотворений Лермонтова «Дума» и «Гражданин» Рылеева.

1. Вопрос к классу:
А) Что позволило Белинскому определить Лермонтова как «поэта совсем другой эпохи»?
Охарактеризуйте это время.
- разгром декабристов.
- революционные взрывы во Франции, Бельгии, Польше – 1830г.
- разгул правительственной реакции.
- газета «Северная пчела» и журнал «Сын Отечества» - Гнедич и Булгарии – рупор правительства.
Б) Удалось ли правительству полностью задавить свободную мысль в России?
- (Нет, но воздержались от активной борьбы, не верили в победу над царизмом). Носители революционности были одиноки. Но какие! Герцен, Огарев, Чаадаев, демократически настроенный Белинский.

2. Сообщение учебника об эпохе «безвременья» по книге Герцена «Былое и думы»\
- гл.3. Смерть Александра 1 и 14 декабря. Нравственное пробуждение.

3. УЧИТЕЛЬ: Таким образом, 30-е годы в жизни русской интеллигенции – время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе.
Поэзия Лермонтова стала художественным отражением эпох раздумий.
В 1829 году появляется стихотворение «Монолог».

4. Выразительное чтение «Монолога» учеником.

5. ВОПРОСЫ:
1. Каким мы видим собирательный образ поколения, созданный поэтом?
2. В чем он усматривает его трагедию и кого винит в ней?

6. УЧИТЕЛЬ: Эти стихи стали своего рода зерном будущей «Думы», появившейся 1838г.
Прежде , чем обратиться к тексту, я хочу акцентировать ваше внимание на том, что в нем нет пластических картин объективной действительности, т.е. нет образов.
Мысль не развивается, а как бы идет по замкнутому кругу, - и в будущем она персофицируется в образе Печорина из романа «Герой нашего времени».

7. Выразительное чтение учителем «Думы».

8. Анализ стихотворения:
1. Давайте поразмыслим, почему стихотворение названо «Дума»?
(Название знаменательно. Оно ассоциируется с 2Думами» Рылеева. Но эта связь по контрасту, в таком определении – горькая ирония.)
2. Почему в этой связи по контрасту – горькая ирония? О ком «Думы» Рылеева? (О выдающихся людях.)
А в «Думе» Лермонтова? (Рассказ о жалкой участи их потомков.)
3. Как характеризует Лермонтов в «Думе» жизненный путь и «идеалы своего поколения? За что осуждает, в чем упрекает их поэт?
А) Прежде, чем отвечать, давайте обратимся к официальной, правительственной позиции, которая была выражена шефом жандармов Бенкендорфом.
Б) Лермонтов , как бы вступает в полемику с этой официальной теорией. Что же говорит он об исторических судьбах людей своего поколения? Какова их родословная?
…Богаты мы, едва …
Ошибками отцов …
Их настоящее:
…Так тощий плод …
И час красоты – его … час
Их будущее:
… над миром мы пройдем …

ИТОГ: Жизненный путь этих людей – «ровный путь без цели .»
В) Но что это – исторически обусловленная беда не вовремя родившегося поколения или его вина? Снимает ли Лермонтов ответственность со своих современников? Вспомните эпоху «безвременья».
С) Лермонтов строгий судья своего поколения. Обвиняет его в бездействии пассивности, в том, «что вянет без борьбы», не пытается вырваться из замкнутого круга жизни, изменит судьбу.
Г) Как рисует Лермонтов духовный мир этих людей, их нравственный облик?
Обратим внимание на конкретные сопоставления:
- «К добру и злу постыдно равнодушны».
- «И ненавидим мы, и любим мы случайно».
- «Ни злобе, ни любви ничем не жертвуя».

ИТОГ: Так раскрывается полнейшая апатия, безразличие к жизни.
- «И мы входим в мир» обесцененных ценностей:
«богатство ошибок» - бедность
«бесполезный клад» - не клад
«чужой праздник» - не праздник
«бесполезные науки» - не науки
«томительная жизнь» - не жизнь.

4.Но прав ли Лермонтов в такой оценке своих современников?
- (Его горькие обвинения нельзя распространять на всех (Герцен, Белинский, Огаров, Лермонтов).
- Учитель: В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. Говорит «Я» - потом «мы».
Глядеть можно только на то, что вне тебя. В дальнейшем, однако, объединяет себя с поколением: «Богаты мы, едва из колыбели…»
- Найдите эпитеты, которыми характеризует Лермонтов своих современников.
- Презрение работы
- Постыдно равнодушны
- Позорно малодушны.

ИТОГ: Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придают стихотворению особую пронзительность и горечь.

5.Поретяла ли «Дума» свое значение в наши дни?
(Предупредить от прямых и грубых аналогий с современной жизнью, от антиисторического подхода).
Свой жизненный путь многие молодые люди подчас представляют слишком облегченным. Между тем человеческая личность формируется в исканиях, сомнениях, в борьбе за осуществление своих идеалов. И если молодой человек задумается над жизнью, Лермонтов будет ему верным союзником.
Лермонтов вводит нас в «чудный мир тревог и битв», призывает нас не быть пассивными, и эти призывы как нельзя более актуальны в наши дни.

6.Сопоставление стихотворений «Дума» Лермонтова и «Гражданин» Рылеева (Самостоятельная работа).

7. Домашнее задание – стихотворение «Дума» наизусть. Развернутый анализ.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.