РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование игровой технологии на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС

Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Современные технологии предлагают целый спектр методик и приемов, направленных на реализацию существующих образовательных программ. Одной из форм, отвечающих существующим запросам, является игра в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности.

По определению М.Ф. Строниной, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Перечисленные составляющие игровой деятельности делают ее весьма актуальной для использования на уроках иностранного языка.

Такая актуальность обусловлена целым комплексом проблем, возникающих в процессе преподавания предмета «Английский язык» в условиях отсутствия оригинальной языковой среды: во-первых, географическая удаленность региона не позволяет всем участникам образовательного процесса посещать англоязычные страны в объемах, необходимых для хорошего знания языка, во-вторых, этому препятствуют очевидные экономические предпосылки, в-третьих, привлечение к общению носителей языка имеет редкий эпизодический характер опять же из-за особенностей географического расположения региона.

Таким образом, решение проблем по созданию ситуаций общения на иностранном языке оказывается полностью в рамках ответственности учителя, а игровые формы становятся необходимым инструментом решения перечисленных проблем.

Одним из самых успешных примеров совместного игрового проекта учителя и обучающихся является деловая игра «Монополист». В основу проекта положен принцип таких известных настольных игр как «Monopoly», «Менеджер», «Бизнесмен» и т.п.

Целью создания проекта-игры «Монополист» является развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в игровой форме. Реализация поставленной цели осуществляется, в первую очередь, за счет высочайшей мотивации обучающихся, обусловленной желанием победить в игре.

При соблюдении главного правила (вести общение в рамках игры только на иностранном языке) обучающиеся овладевают следующими компетенциями:

  • речевой (в процессе игры необходимо использование изучаемого языка как средства общения, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения);
  • языковой (появляются навыки оперирования в коммуникативных целях);
  • социокультурной (за счет привлечения информации о странах изучаемого языка у обучающихся расширяется объем знаний об их специфике, а также формируется умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты);
  • компенсаторной (обучающиеся совершенствуют умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе обучения);
  • учебно-познавательной (обучающиеся заинтересованы развивать специальные учебные умения, повышая продуктивность деятельности по овладению иностранным языком).

Проект-игра «Монополист» способствует формировнию ряда универсальных учебных действий:

  • личностных ууд – системы ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам жизни общества;
  • регулятивных ууд, которые отражают способность участника проекта выстраивать учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты;
  • познавательных ууд – системы способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска и исследования, выполнения операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;
  • коммуникативных ууд – способности участника игры осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных ситуациях, самостоятельно организовывать речевую деятельность.

Иначе говоря, практическая реализация проекта-игры «Монополист» подразумевает совершенствование способностей к личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, развитие их социальной адаптации, развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве и договариваться, а также развитие способностей и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка и к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания.

Комплектация. В комплект игры входят:

  • игровое поле с клетками-ходами, расположенными по периметру и демонстрирующими различные сферы экономической деятельности (территории, подлежащей аренде, железнодорожные компании, авиакомпании, компании электро- и водоснабжения, магазины и кинотеатры и т.п.), а также клетки-задания «Surprise» и «Chance»;
  • комплект карточек, подтверждающих право владения какой-либо территорией или компанией;
  • набор карточек «Surprise» и «Chance», содержащих различные лингвистические задания (задания на карточках варьируются в зависимости от уровня языковой подготовки играющих, их интересов, а также целей и задач учебного плана);
  • набор карточек-товаров для супермаркета, универмага и автомагазина;
  • набор «домов» и «отелей» для строительства на монополизированных территориях;
  • комплект игровых денежных знаков различного номинала (1, 5, 10, 20, 50, 100, 500-значных банкнот), размещенных в специально созданном «банке»;
  • комплект игральных фишек;
  • игральные кости (2 кубика).

Описание игры.

Во время игры участники общаются только на английском языке. Если количество игроков превышает количество игровых фишек (потенциальных участников), то допускается объединение в микрогруппы по 2 -3 человека. Из числа участников выбирается банкир, как правило, обучающийся, владеющий английским на самом высоком уровне. Игроки по очереди сбрасывают кубики и передвигаются на выпавшее количество ходов. Если играющий оказывается на еще никем не приобретенной клетке, он может купить ее, заключив сделку с банком, но, если участник игры оказывается на выкупленной клетке, он обязан заплатить определенную сумму законному владельцу. Группы клеток, объединенные в монополии, дают владельцу возможность увеличивать цены на услуги компаний в 2 и более раз (в зависимости от монополии). Владельцы земельных монополий имеют право на строительство «домов» и «отелей», что позволяет развивать свой бизнес и преумножать капитал. В игру включены клетки «Surprise» и «Chance», оказавшись на которых играющий может получить бонус за выполнение указанного на карточке задания или подвергнуться штрафу за его невыполнение. Наличие этих клеток предоставляет учителю неограниченные возможности по подготовке дополнительных заданий по любой теме.

Соблюдение всех перечисленных правил и выполнение условий игры формирует у обучающихся навыки устной речи и вырабатывает умение бегло общаться на английском языке.

Объективные результаты описанного метода как части комплексного обучения иностранному языку выражаются в итоговых баллах за раздел «Говорение» в рамках итоговой аттестации по изучаемому предмету. Так, все обучающиеся - участники итоговых испытаний - продемонстрировали очень высокий уровень владения устной речью на английском языке.

Согласно выписке из протокола проверки результатов государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в 2016 г. (9 класс, 16 экзаменуемых), средний балл за устную часть ОГЭ составил 14,1 (из 15). Выписки из протоколов проверки результатов единого государственного экзамена в 2015 г. и в 2016 г. (11 класс, 11 и 12 экзаменуемых) показывают средний баллы в виде 18,3 и 18,8 (из 20) соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании метода обучения английскому языку, отвечающего как требованиям, предъявляемым ФГОС нового поколения, так и уже традиционной форме итоговой аттестации российских школьников в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Задача современных педагогов – находить, развивать и совершенствовать такие методы, удерживающие разумный баланс между, казалось бы, противоречащими друг другу реалиями в рамках образовательного пространства средней школы.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены