РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Анализ рассказа И. Бунина «Часовня» с точки зрения литературоведческой школы структурализма

С точки зрения структурализма абсолютно любой текст имеет свою структуру. Мы рассмотрим эту точку зрения на примере рассказа И. Бунина «Часовня» из цикла «Тёмные аллеи».

Данный рассказ не большой по своему содержанию, короткий. Возможно, этим автор хотел нам показать мгновенность нашей жизни, её быстротечность.

Тексту рассказа присуща образность. Мы можем мысленно нарисовать как картину жизни: « летний жаркий день…», «дети»; «светло», «солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки…»; «играть, бегать…»; « интересно и удивительно…»; « …прекрасные облака…»; «…тёплый ветер…»; «…сладкий запах цветущей ржи…» и др.; так и картину смерти: « …заброшенное кладбище…», «…одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня»; «темно», «холодно»; «железные ящики»; « темнота», «ночь», «жутко» и др.

Рассказ построен на противопоставлении жизни и смерти. Об этом нам говорит антитеза, широко применяемая автором в данном тексте и подчеркивающая контраст между светом и тьмой.

В рассказе автор использует большое количество наречий в предложениях. Причем их можно разделить на белое и чёрное: жизнь и смерть.

 «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»

«Там ничего не видно, оттуда только холодно дует ».

Смерть, преисподняя…- всё это является неизведанным для героев рассказа. Тема смерти всегда вызывала у людей интерес наравне с ужасом.

«Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли».

 «Узкое и длинное разбитое окно на уровне земли» - это, своего рода, метафора грани нашего сознания со смертью, того, как мы пытаемся разгадать страшную тайну. В узком и длинном окне дети пытаются разглядеть, как выглядит вечность. Но «там ничего не видно, оттуда только холодно дует».

Мы не знаем, что это такое, и никто не знает; но каждый об этом задумывается хоть иногда. Автор подчёркивает неизведанное лексическим повтором наречия «там»: «там ничего не видно…»; «там темно и холодно...»; «там, в железных ящиках…».

Отражает таинство смерти и использование безличных предложений. Например: «Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. » «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»

Когда мы говорим об антитезе в данном рассказе, то очень важно увидеть противопоставление не только жизни и смерти, но и молодости – старости. Своим пытливым детским взором маленькие герои этого произведения увидели покоящихся в часовне, олицетворяющих собой два жизненных этапа, – молодость и старость.

«Дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой...»

В конце текста приводится диалог между детьми. Это очень важный структурный элемент данного рассказа. Он как бы даёт ответ на вопрос: а для чего мы живём? Ведь в действительности человек создан для того, чтобы любить и быть любимым. И для кого – то любовь может быть счастьем, а для кото – то – личной трагедией, ведущей в темноту.

Любопытно, что если взять текст в целом и внимательно его прочитать, мы увидим чередование предложений и их частей о жизни и смерти. В тексте как будто происходит вечная борьба добра и света со злом и тьмой. Текст словно состоит из микрочастей, отражающих закономерность нашего существования.

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и травах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно: там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил. Все это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя еще молодой...

— А зачем он себя застрелил?

Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя...

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи.

(красным цветом выделена жизнь, синим – смерть)

Но любая жизнь всегда заканчивается смертью, это круговорот нашего бытия:

«И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

Автор:
Тимофеева Елена Владимировна

Место работы:
МБОУ Славнинская СОШ
Торжокского района Тверской области

Должность:
учитель русского языка и литературы

Читайте также:

Тимофеева Елена Владимировна 02.12.2020 357 0 Фото: LUM3N / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.