РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников

Гвоздева С.И.,
студент группы НД(д)-03-05
Научный руководитель – доцент кафедры
дошкольного и начального образования
И.В. Тигрова
ФГБОУ ВО ЛГПУ имени П.П.Семёнова-Тян-Шанского

Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития функциональной грамотности младших школьников, а так же особенности проведения математических экскурсий.
Ключевые слова: функциональная грамотность, экскурсия, математическая экскурсия.

Понятие «функциональная грамотность» относительно новое в педагогической науке и возникло в конце прошлого века и впервые было предложено использовать этот термин на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году.
В последнее время принято пользоваться определением А. А. Леонтьева, которое звучит так: «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3, с.35].

А.А. Штец дает следующее определение: «функционально грамотная личность – это человек:

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, сознательно действовать в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, и в границах норматива, выбирая оптимальные условия);
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями.» [6, с.]

Н.Ф. Виноградова считает, что: «Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. … Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи …;
  • способностью строить социальные отношения …;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию …» [1, с.288]

Исследование функциональной грамотности учащихся средней школы проводится в мире в рамках исследований PISA (Program me for International Student Assessment) и определяется как наличие «у школьников, получивших обязательное общее образование, знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[7, 308 р.].Начиная с 2000 г. проводится тестирование каждые три года по нескольким направлениям: математика - оценка математической грамотности; чтение - оценка читательской грамотности, естествознание - естественнонаучной грамотности. А также было добавлено направление - экономика и финансы - финансовая грамотность и оценка уровня сформированности, так называемых, глобальных компетенций.

Ковалева Г.С. определяет математическую грамотность как «способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.» [2, с. 150-167].

На наш взгляд для достижения высокого уровня функциональной грамотности необходима соответствующая всесторонняя подготовка уже на самых ранних этапах обучения, начиная с начальной школы. Это становится возможным в рамках повышения познавательного интереса младших школьников. Заинтересованный, вовлеченный в образовательный процесс ребенок лучше усвоит новый материал и сможет применять полученные знания не только на уроках в школе, но и в реальной жизни.

В младшем школьном возрасте закладывается интерес к учению в целом и отношение ученика к школе. В этот период очень важно развить интерес у младших школьников к активной познавательной деятельности. Обучение математике в начальных классах направленно на формирование основ приемов умственной деятельности школьников: осуществление анализа, сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, закономерностей, выстраивание логических цепочек рассуждений.

Именно на начальном этапе обучения важно научить самостоятельно добывать, усваивать информацию, показать связь математики с жизнью и объяснить её применение в реальных ситуациях. Решению этих задач могут способствовать математические экскурсии. Образовательные экскурсии, прежде всего, будут способствовать формированию такой ключевой компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности, помогут формированию у младших школьников функциональной грамотности.

Проведение математических экскурсий будет способствовать конкретизации, «оживлению» программного материала, расширению кругозора, углублению знаний учащихся, будет направлено на развитие наблюдательности и логического мышления младших школьников.

Необходимость использования математических экскурсий обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: «Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала» [5].

Важно с первых уроков математики научить младших школьников видеть математику вокруг, распознавать практический смысл теоретических знаний. Такой подход позволит сформировать устойчивый интерес и положительное отношение к математике. Невозможно обучать математике теоретически, не опираясь на знакомые предметы и явления. Учитель должен максимально приблизить абстрактные знания к практике. Учитывая всё это, мы считаем, что в изучение математики полезно включать экскурсии, которые будут способствовать повышению мотивации изучения предмета и расширению кругозора. Материал, который ученики усвоят на экскурсиях, будет им доступен, что, несомненно, вызовет интерес к самой математике.

В.М. Минаева дает следующее определение : «экскурсия – это такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника» [4, с.401-404].

Опираясь на определения экскурсии, можно сделать вывод о том , что её эффективность основана на восприятии детьми изучаемых предметов и явлений в естественной среде или искусственно созданной.

Все условия для укрепления здоровья создаются на уроках-экскурсиях, а именно психологического здоровья, духовного и физического. Такой тип урока чаще всего проводится на свежем воздухе, в условиях полезных для восприятия новой информации и непринужденного общения со всеми участниками. Также одна из особенностей уроков-экскурсий то, что они проходят в безоценочной обстановке и дети имеют возможность общаться с одноклассниками, выражать свой познавательный интерес и развивать его.

Для проведения урока-экскурсии должен быть разработан конспект. Данная форма проведения занятия достаточно занимательная и продуктивная . Посредством самостоятельной исследовательской работы у учеников формируется познавательный интерес. Экскурсия для младших школьников не должна длиться более 45 минут (1 академический час), иначе дети устанут и не будут в полной мере готовы для получения нового знания. Также необходимо для каждого этапа подобрать задания, которые будут соответствовать целям экскурсии. Детям должно быть интересно узнавать новую информацию, а учебный материал, прописанный в конспекте, должен быть направлен на стимуляцию воображения и получение новых эмоций у обучающихся.

Вывод

Экскурсии поспособствуют пробуждению познавательной активности школьников, обеспечат адаптацию ребенка к школе, создадут условия для сохранения их здоровья и эмоционального благополучия, поскольку в большей мере соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей. Важно учитывать и возрастные особенности младших школьников. В этом возрасте дети усваивают новое знание на предметно-деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе.

Внедрение математических экскурсий позволит: - развивать наблюдательность, внимание, память; - способствовать совершенствованию мышления, речи; - научить ориентироваться в явлениях окружающей действительности; - самостоятельно «открывать» математические знания; - помогут лучше понять учебный материал, усвоить его, прочно и осмысленно запомнить; - поддержать интерес к учению, к математике. Мы уверены, что использование математических экскурсий, приведет к повышению мотивации изучения математики и позитивно скажется на отношение школьников к этому предмету и к обучению в целом, а так же станет важной составляющим звеном в развитии у учеников функциональной грамотности.

Литература
1. Виноградава Н.Ф., Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
2. Ковалева Г.С., Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования): Материалы к заседанию президиума РАО 27 июня 2018 г. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 5 (55). С. 150-167.
3. Леонтьев А.А., Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. С.35
4. Лисицына, Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т. Б. Лисицына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 401-404. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4978/ (дата обращения: 23.11.2020).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B
6. Штец А.А., Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании / А.А. Штец // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – № 8. – С.
7. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019, 308 р.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены