РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рекомендации для педагогов по проектированию учебных и внеклассных мероприятий с использованием межпредметных связей

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок г.Смоленска»
Заместитель директора по УВР
Гагарина Т.В.

Вопрос о межпредметных связях возник давно, с введением в школе раздельного преподавания учебных предметов. Впервые его выявил Я. А. Коменский: «Всё, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в этой же связи». Великий педагог справедливо считал, что установление связи между учебными предметами важно для формирования системы знаний. Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учетом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Проблему межпредметных связей следует выводить из дидактического принципа систематичности, который отражает более философское понятие о связи явлений и согласуется с физиологическим и психологическим понятиями о системности в работе мозга. Применение принципа систематичности нельзя ограничивать рамками одного предмета. Он предполагает установление межпредметных связей, преемственность и перспективность развития знаний. Через межпредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях человека.

Осуществление межпредметных связей содействует:

а) формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;
б) повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферы личности в их взаимодействии;
в) осуществление всех сторон воспитания в их органическом единстве.

Для этого возникает необходимость выделить признаки, по которым можно определять межпредметные связи:

  1. По общности теорий, законов и понятий, т. е., взаимосвязи дисциплин, способствующих формированию мировоззренческих понятий, выходящих за рамки частного знания.
  2. По общности научных фактов, касающихся одного и того же объекта изучения, т. е. формирование общих понятий для нескольких дисциплин, объединённых в циклы, например, гуманитарный.
  3. По общности использования научного метода, т. е., раскрытие на уроках смежных дисциплин общих методов познания.
  4. По общности способов умственной деятельности, т. е., формирование у учащихся общих для смежных дисциплин умений и навыков, использование их на уроках одной учебной дисциплины при изучении другой.

Роль учителя в организации межпредметных связей

Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности.

Группой ученых проводилось исследование, и при анализе программ, учебно-методической литературы и практики работы учителей, выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации межпредметных связей. Они заключаются в следующем:

  1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.
  2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учащихся умений и навыков, необходимых для смежных предметов.
  3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.

Для более успешного применения межпредметных связей особые требования применяются и к преподавателю.

Для реализации межпредметных связей учитель должен:

  • знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
  • иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
  • иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
  • знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
  • иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;
  • знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения;

Педагог должен обладать:

  • знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
  • умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения;
  • навыками ведения педагогического исследования;

Принципиально методику обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней.

На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя - приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах.
Первая ступень формирования умения учащихся переносить межпредметные знания может быть использована в большей мере в младших классах. Но поскольку на этой ступени могут быть решены первые две задачи использования межпредметных связей (изучение понятий собственного предмета, а также родственных для смежных курсов понятий), то и в старших классах учитель может его использовать, но в сочетании с более высокими ступенями.

Вторая ступень - обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет. Если на первой ступени учитель требовал от учащихся воспроизведения знаний того материала смежной дисциплины, который он привлекал в процессе объяснения, то теперь основное внимание уделяется самостоятельному применению обучающимися сведений из родственных курсов. Поэтому вторую ступень можно назвать ступенью использования знаний.

Основная цель третьей ступени заключается в том, чтобы обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках. В связи с целями, стоящими перед данной ступенью, ее можно условно назвать обобщающей.
Обобщая сказанное, можно заметить, что выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться.

Основные методические принципы межпредметного урока:

  1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.
  2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов.
  3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
  4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из смежных предметов.
  5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.
  6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов. Поэтому целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей: комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-конференции, уроки-путешествия, семинары, экскурсии и др.
  7. Использовать при изучении нового материала на межпредметном уроке знания и умения, приобретённые ранее из различных учебных предметов.
  8. Применять систему вопросов, заданий из других предметных областей, носящих характер для создания проблемных ситуаций.
  9. Решать задачи с межпредметным содержанием, связывающих теорию с практикой и формирующих общенаучные понятия.
  10. Использовать вариативность решения задач с точки зрения различных учебных дисциплин.
  11. Межпредметные связи использовать при организации исследовательской деятельности учащихся
  12. При проектировании урока рассматривать возможность проведения интегрированных уроков.

Межпредметные знания, умения, навыки, полученные в процессе взаимодействия различных учебных дисциплин, так или иначе, должны найти свое применение во внеурочной деятельности. В процессе «добывания» этих знаний, формирования умений и развития навыков происходит воспитательный процесс. Его направленность на эстетическое, нравственное или другой вид воспитания зависит от взаимосвязи элементов учебных дисциплин.

Таким образом, межпредметные связи во внеурочной деятельности являются средством, которое усиливает процесс воспитания путем создания дополнительных возможностей для практического применения межпредметных знаний, умений и навыков, полученных в учебной деятельности, для их дальнейшего развития и совершенствования на более высоком качественном уровне.

Межпредметные связи также могут значительно повысить эффективность обучения и воспитания, если они включаются в различные формы и содержание внеклассной работы. В межпредметных связях заложены огромные воспитательные возможности. Они сводятся к тому, что создаются более глубокие предпосылки для формирования мировоззрения учащихся, для развития нравственных качеств, эстетических чувств и т. д.

Для учителя начальных классов нет никаких ограничений и препятствий в реализации межпредметных связей в учебной и внеучебной деятельности с целью эстетического воспитания. Главное — это желание и умение творчески организовывать учебно-воспитательный процесс. Он должен сочетаться с разнообразной внеучебной деятельностью младших школьников и обязательно с высоким уровнем ее организации.

Для этого необходимо: во-первых, систематическое воздействие на сознание ребенка разнообразными средствами обучения и воспитания с целью формирования у него эстетических представлений, понятий и чувств; во-вторых, такое воздействие должно сочетаться с разнообразной эстетической деятельностью и приданием эстетического характера всем видам деятельности; в-третьих, обеспечение целесообразных связей учебной и внеучебной деятельности в эстетическом воспитании школьников и межпредметных связей в каждой из сфер этой деятельности.

Мы определили несколько способов, которые могут обеспечить межпредметные связи в младших школьников во внеучебной деятельности.

  1. Интегрирование внеклассных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей разных специальностей.
  2. Подчинение внеклассных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач эстетического воспитания.
  3. Использование эстетических знаний, приобретенных на уроках или мероприятиях по разного рода дисциплинам.
  4. Использование внеклассных мероприятий по одним предметам для решения задач эстетического воспитания на внеклассных мероприятиях по другим.

Возможны несколько видов межпредметных связей:

  1. Межпредметные связи на основе тематического сходства.
  2. Межпредметные связи, основанные на сходстве в творческой деятельности учащихся и возможности передавать образы одного вида искусства выразительными и изобразительными средствами другого.
  3. Межпредметные связи, организуемые как результат сопоставления одного предмета с другим для формирования общих понятий.
  4. Связи, возникающие при использовании художественных произведений для создания эмоционального настроя и усиления воспитательного эффекта.
  5. Связи, возникающие при осуществлении единого подхода к восприятию общих закономерностей в анализе различных понятий.

Используя данные рекомендации, мы надеемся, что учителя смогут осуществлять эстетическое воспитание младших школьников с использованием межпредметных связей во внеучебной деятельности так же, как и в учебной.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены