РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.

Одним из важнейших этапов уроков русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Выделяются следующие три этапа: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей. 
Представление нового слова из «Словарика» проводится часто формально, однообразно, неинтересно. 

Наиболее частым приёмом определения нового слова является работа с загадкой, пословицей или просто сообщения учителем темы словарно-орфографической работы. Для заинтересованности, развивающей направленности учащихся необходимо использовать нетрадиционные приёмы словарно-орфографической подготовки. 

С помощью специальных упражнений (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи ит.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке, и сами сформулируют тему словарно-орфографической работы. 

Предлагаемые учителем упражнения и задания составляются так, чтобы обеспечить развитие интеллектуальных качеств ребёнка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. это повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп. 

В первую группу входят упражнения, на выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, сообразительность. 

Например: даны прямоугольники разные по высоте, на них – буквы, необходимо составить слово по буквам. Дети должны составить слово и определить признак. По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например: о з а б в т е р а д к Какие это слова? Как вы их нашли? 

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. В этой группе также просматривается уменьшение конкретных указаний учителя. Например: дан шифр - 3 4 5 6 7 8 9 10 
1 а м н о р к в у 
2 с г д я л ч ц т 
и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3. Разгадав ключ, данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке. (слово солома) 


В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. При закреплении фонетики: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке» ( слово берёза): П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Щ З Ц А. 

При изучении темы «Местоимение» можно предложить такое задание: «Каждому данному местоимению соответствует определённая буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы можете назвать новое слово, если правильно расположите местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках». (слово беседа). 

В целях повышения орфографической зоркости при изучении различных тем в курсе русского языка, можно использовать и такое задание: «Прочитайте слова: выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, аб…жур, сл…мался, л…скает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная а, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (слово вокзал). 

Для дальнейшего развития внимания, памяти задания такого типа постепенно усложняются. Например, учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. 

Предлагает детям задание: "Напишите словосочетания". 

Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в которых пишется гласная а, и вы узнаете новое слово. (слово свобода). 

Следующее задание: 

  1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слое солома. 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок. 
  2. Третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове вернуть. 
  3. Четвёртая буква является последней в корне слова север. 
  4. Пятая буква – это окончание в слове яблоко. (слово метро) 
Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, возможны разные варианты. 

Например: «Посмотрите на квадрат и шифр к нему: 


1 6 7 8 9 
2 л в к ж 
3 б а д ь 
4 у ф м и 
5 п г т о 


Шифр: 16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (6-я буква). Ученикам необходимо выбрать математическое действие, чтобы узнать буквы. (слово кивать). Можно дать подсказку. 


Задание на использование знаний по изобразительному искусству. на доске изображаются квадраты разных цветов: жёлтый, голубой, красный, зелёный, оранжевый, синий, фиолетовый. Каждому квадрату соответствует определённая буква: м а к б о й н. Расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово. (слово комбайн) 


Пятая группа: предусматривает нахождение нового слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи или выявления закономерности образования нового слова. Например: м…г…зин – прод…вец, 
б…льница – врач…, т…атр - …ктёр, космический к…рабль - ? Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке? (первое слово – место работы, второе – профессия). 

Следующее задание: 
в…сна город народ 
тр…ва угон ? (вагон) 


Какое это слово? Как вы его определили? 

При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, устойчивость внимания ит.д. с помощью таких упражнений можно повышать орфографическую зоркость учащихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий такого плана: «вставьте пропущенные буквы и сгруппируйте слова по орфограммам». 

Такие упражнения, используемые учителем на уроке, дают возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены