РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Бедные люди"

Конспект урока литературы 10 класс
подготовила Кайгородцева Людмила Алексеевна
МОУ СОШ с УИОП г.Нолинска
Тема: Внеклассное чтение по роману Ф.М.Достоевского «Бедные люди».
Цели урока: образовательная: узнать, что такое эпистолярный жанр, обратить внимание на особенности произведений Достоевского, на значение деталей в его произведениях, учить сопоставлять героев, произведения, учить правильно употреблять литературоведческие термины;
воспитательная: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать эстетический вкус, нравственные ценности на примере произведения, воспитание уважения друг к другу, умение слушать и слышать;
развивающая: развивать языковое чутьё, навыки слушания, чтения,/ говорения, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, развивать способность к анализу и синтезу.
Тип урока: урок анализа текста.
Предварительная работа: прочтение романа, работа с текстом по группам (задание в группах, вопросы учащиеся получили заранее).
Ход урока.
На доске написана тема: Фёдор Михайлович Достоевский
«Бедные люди» 1846г. Эпистолярный жанр.
Эпиграфы: «Первая попытка у нас социального романа».
В.Г.Белинский
«Новый Гоголь явился».
Д.В.Григорович
«При полном реализме открыть человека в человеке».
Ф.М.Достоевский

- Раннее творчество Достоевского, ограниченное периодом от появления «Бедных людей» до ареста и ссылки за участие в обществе петрашевцев (1849г.), выглядит довольно скромно на фоне его дальнейших достижений. Но уже тогда обозначилось «новое слово» писателя, наметился путь к глубинам жизненных отношений и человеческой психологии. Поэтому цель нашего урока – увидеть «новое слово» писателя, показать это новое на примере его первого романа «Бедные люди». Давайте вспомним некоторые факты из биографии писателя и узнаем об истории создания романа. (Сообщение учащегося.)
- Да, появился, новый роман – социальный роман: 1) целостное произведение в жанре романа; 2) В чём же его социальность? (В полемическом заострении вопроса о сословном неравенстве, в показе людей обречённых, придавленных гнётом зависимости и унижений, но сложных, полных внутренней душевной деликатности, преисполненных чувством собственного достоинства.)
- Необычен и жанр этого романа. Эпистолярный жанр. Найдём определение в словаре и запишем его в тетрадях.
- Итак, роман в письмах. Как вы поняли, такая форма считалась в литературе слишком изысканной, аристократической. А вот Достоевский «потратил» эту форму романа на обрисовку какого-то мелкого чиновника и девицы «с сомнительной репутацией». Почему, как вы думаете? (Чтобы увидеть мир глазами самих героев, увидеть, как много они пережили. Весь мир – это сами герои.)
- Да, слово доверено самому человеку, сторонних наблюдателей вообще нет. А что за люди, которые ведут переписку? Расскажите о судьбах Макара Девушкина и Вареньки Добросёловой. (Ответы учащихся.)
- Имена героев значимые: Девушкин – мягкосердечный, скромный человек, Добросёлова – Добро – дар. Прототип Вареньки – сестра Достоевского Варвара, подолгу проживающая в Даровом – имении Достоевских в Тульской губернии.
- Так вот, живут в Петербурге два существа, переписываются, вся радость их жизни – в чувстве взаимной симпатии и поддержке то советами, то грошами. Живут, не помышляя ни о каком спасении. Обратили ли вы внимание: 55 писем всего, из них – 31 – написал Макар, 24 – Варя. Весь роман – с 8 апреля по 30 сентября. Пишут, хотя живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Почему переписываются? (в письме нам иногда легче сказать то, что мы чувствуем, переживаем.)
- Эпистолярный жанр – это роман переживаний. О чём же мы узнаём из писем? (Об их быте; о людях, которые их окружают; о бедности, от которой стыдно становится; о том, что читают; о событиях, которые происходят в их жизни.)
- Дома вы работали по группам. Слушаем сообщения и фиксируем в тетрадях основные моменты. Именно по такой схеме мы в дальнейшем будем анализировать роман Достоевского «Преступление и наказание».
1 группа. Условия жизни героев романа.
Задание: Первые письма – экспозиционные, они изобилуют бытовыми сценами. Выбрать и выписать отрывки, в которых описывается быт героев.
«Трущобы», «шум, крик, гвалд», «Ноев ковчег», - нет порядка, люди самые разные живут, Макар живёт в кухне: кровать, стол, комод, два стула, образа – очень дешёвое жильё. «Я-то не ропщу и доволен». В доме есть чёрная лестница, по которой ходит Макар, там «ветошки» развешаны, грязь, сор, запах дурной. «У нас чижики так и мрут». - «Мичман уже пятого покупает, не живут в нашем воздухе, да и только».
Вывод: у героев романа бедные, нищенские условия жизни.
2 группа. Люди, с которыми встречаются наши герои.
Задание: Рассказать о героях, чьи судьбы описывают в письмах герои романа.
• Судьба Горшковых («В доме даже детей не слышно». – Горшков оправдан, но поздно: умерли жена, трое детей.)
• Студент Покровский и его отец. (Хорошие, умные люди не могут жить в этом безжалостном мире.)
• Мальчик, дети, шарманщик.
Вывод: кругом нищета, доводящая людей до смерти. Эти люди вызывают жалость в Вареньке и Девушкине.
3 группа. Описание Петербурга. Пейзаж.
Задание: найти описание природы, Петербурга, обратить внимание на то, какие цвета использует Достоевский.
• Осень в деревне и осень в Петербурге.
• Богатство лучших улиц Петербурга и нищета, видимая из окон героев.
• Преобладающие цвета: серый (нищенский, невзрачный), жёлтый (тревожный). Жёлтый забор видит Варенька, жёлтый дом ростовщика.
Вывод: описание пейзажа, Петербурга построено на контрастах. Эти описания помогают понять внутренний мир героев.

4 группа. Круг чтения героев.
Задание: что читают наши герои, как относятся к произведениям и их героям.
С помощью чтения героев в роман входит литературная тема. В произведениях и до Достоевского упоминались литературные факты, упоминались герои других авторов, но Достоевский первый внёс то, что литературными примерами оперируют сами герои, и только они.
• Макар Вареньке советует прочитать низкопробные произведения, но у неё гораздо более высокий, развитый вкус, она с негодованием вернула ему книжку.
• Варенька послала ему «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя. Обе вещи произвели на Макара Девушкина сильнейшее впечатление, но по-разному.

- В центре произведений Пушкина и Гоголя – «маленькие люди», как и сам Девушкин. Почему же герой воспринимает эти произведения по-разному?
- «Шинель» - для Девушкина понятна необходимость шинели, но для него это только вещь. Любовь Самсона Вырина - дочь Дуняша – понятна Макару, т.к. он тоже любит Вареньку. У Девушкина разное отношение к героям произведений: Самсон Вырин погиб, спился, но его жалеют, помнят рассказчик и дочь. Акакий Акакиевич исчез без следа, даже нет упоминания о кладбище и могиле. Девушкин не совсем разобрался в своих чувствах и обвинил Гоголя в «злонамеренной книжке». А в судьбе Макара Девушкина и Акакия Акакиевича много общего: вещь – «шинель» - сапоги, пуговицы; «значительное лицо» - одному помог, а другому нет. Но если бы Акакия Акакиевича мог спасти начальник, то для Девушкина даже это спасение не могло изменить судьбу, т.к. Варенька всё равно его покинула.
- Когда Достоевского спрашивали об эпизодах размышлений о произведениях Пушкина и Гоголя, он подчёркивал: «Говорит Девушкин, а не я». Ведь Макар по сути дела отрицает Башмачкина как самого себя, как правду о себе. Сам же Достоевский понимал органическую связь между Пушкиным и Гоголем. В 1846 г. Фёдор Михайлович писал своему брату Михаилу: «Я далеко ушёл от Гоголя,…я иду в глубину и, разбивая по атомам, беру целиком».
Новаторство Достоевского: усложнил образ «маленького человека» - не только страдающий, бедный, жалкий, но и наделён внутренней духовной красотой, умом, самосознанием.
- Назовите черты характера Макара Девушкина. (чувства к Варе, жалость к обездоленным, чувство собственного достоинства – в драке с офицером, готовность к самопожертвованию, готовность отдать последнее – 20 копеек Горшкову, всё – Вареньке.)
Девушкин говорит о себе как о «маленьком человеке», «ветошке» (несколько раз): «Я привык, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек».
Вывод: мы видим сочувствие к маленькому человеку.
Проблема романа: соотнесение «среды» и «личности». Достоевский отдаёт предпочтение личности.
- Чем заканчивается история? (трагедией – душа в смятении, т.к. уезжает Варенька.) конец романа называют «катастрофическим мышлением», т.к. идиллия обрывается.
- Что сквозит в словах Девушкина? (Протест – это главное в романе.)
Вывод: Достоевский не просто открывает «человека в человеке», он вкладывает в его уста слова протеста. Крик: «Что вы сделали, что вы над собой сделали! Я под колёса брошусь! По какому праву это всё делается? Я с вами уеду, я за каретой вашей побегу! Голубчик мой, родная моя, маточка вы моя!»
- Так что же такое словосочетание в заглавии «Бедные люди»?
Не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди» - значимы оба понятия. Эпиграф созвучен словам Девушкина, но Достоевский хочет, Вывод: чтобы роман навёл на размышление, чтобы «всякая дребедень» (=мысли) пошли в голову. Не зря Белинский сказал: «В Макаре Девушкине много прекрасного, благородного и «святого», уцелевшего посреди господствующего кошмара жизни». И хорошо, что уцелело, что он дорос до ропота, протеста.
А на следующих уроках мы, используя те же приёмы, методы, схемы, постараемся проанализировать, понять, что с человеком может сделать среда, как Раскольников будет убивать в себе «маленького человека» и какие мысли могут рождаться у человека под влиянием практически такого же окружения, как и в романе «Бедные люди».

Домашнее задание: история создания романа «Преступление и наказание», тема, проблемы произведения (по учебнику).
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Очень крутоо, читала и говорила точь в точь как учитель)
avatar
0
2

Большое спасибо
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика