РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Урок литературы "Прощать святое право страданьем куплено..." (Любовная лирика М.Ю. Лермонтова).

Урок литературы в 9 классе.
Тема «Прощать святое право страданьем куплено…»
(Любовная лирика М.Ю.Лермонтова).

Цели: познакомиться с любовной лирикой М.Ю.Лермонтова, с особым настроением, свойственным стихам поэта, попытаться найти отличительные признаки между ранней и поздней любовной лирикой, найти ответ на вопрос: что значит любить другого человека?
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Любовные адресаты М.Лермонтова», тексты художественных произведений М. Лермонтова, портрет поэта, альбом «Жизнь М. Ю.Лермонтова».
Эпиграфы урока:
1. Пусть я кого – нибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
М.Лермонтов. 1831 г.

2. Но пред судом толпы лукавой
Скажи, кто судит нас иной?
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.
М.Лермонтов.1841г.
На доске:
Любить - это значит беречь от беды.
Любовь - чувство самоотверженной сердечной привязанности (С.И.Ожегов).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.

Жизнь без поэзии бледна и уныла, как без пения птиц, благоухания цветов, без любви и красоты. Язык поэзии – язык возвышенного движения души, великой радости и светлой печали. Не все говорят на нем, но понять его может каждый.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией Лермонтова, попытаемся понять язык поэзии в его высшем проявлении – любовной лирике.

3. Беседа по изученному материалу. О поэзии Лермонтова мы говорили мало. Но вам уже известно, что у Лермонтова в творчестве появляются новые мотивы.
- Какие новые мотивы появляются в лирике Лермонтова?
( 1.бездействие потерянного поколения, 2.одиночество, странничество, изгнанничество,3. земля и небо,4.скрытое лицо (маска).
Все верно.
-Какими же качествами должен обладать человек, решивший посвятить свою жизнь искусству и Родине?
(Ответы учащихся.)
Ираклий Андронников и другие литературоведы, исследователи творчества М.Лермонтова, делают акцент на высочайшую культуру, многосторонность интересов, его требовательности к себе и другим.
- Докажите это суждение. (Ответы учащихся).

4. Изучение нового материала.
1.Слово учителя.
Лермонтов – поэт, у которого богато романтическое восприятие: тоска по свободе, справедливой, полнокровной жизни; неистребимая жажда активной деятельности, осознание нарастающего разрыва с обществом, поиски гармонии в мире природы. Отсюда одиночество, непривлекательность поэта, попытка обрести «родную душу в любви и дружбе»

2.Вопросы: что такое любовь? ( Ответы учащихся, чтение определения Ожегова)
На уроке мы должны найти ответы и на другие вопросы:
1) Каков Лермонтов по отношению к женщине?
2) Что означает для Лермонтова любить другого человека?

3.Чтение и анализ стихотворения «Нищий».

1) О чем это стихотворение?
2)Какова его тема? (Это стихотворение написано поэтом на богомолье в Троице-Сергиевой Лавре).
3)На какие две части можно разделить стихотворение?( Соответственно – две темы) ( 1ч.- тема страдания человека от голода, жажды, нищеты; 2ч.- тема неразделенной любви)
Посмотрите, оказывается, любовной лирике свойственна многоплановость.
Критики отмечают, если поэт пишет о любви, то в этом стихотворении обязательно есть размышления о жизни вообще.
4)Какой известный вам прием использует Лермонтов? (Сравнение).
5)Что с чем сравнивает? ( страдания от неразделенной любви сравнимы со страданиями нищего, голодного, иссохшего бедняка).
6) Подберите синонимы к словосочетанию «неразделенная любовь».

4.Знакомство с адресатами любовной лирики Лермонтова.
Екатерина Сушкова (Презентация, портрет) (Рассказ учителя, чтение стихов учащимися: «Весна», «Ночь», «Когда к тебе молвы рассказ», «Передо мной лежит листок». «Свершилось, полно ожидать…», «Итак, прощай! Впервые этот звук», «Раскаянье», «Черные очи»
«В ваших звездах, черные очи,
Я нашел для сердца рай и ад»
Любовь помогает поэту, вдохновляет на создание новых и новых произведений.

Наталья Иванова (Презентация, портрет)
Стихи поэта Лермонтова мучительно читать – столько в них боли, страстных надежд, разочарований. (Чтение стихов, подобранных учащимися).

Варвара Александровна Лопухина (Презентация, портрет).
Чтение стихотворений «Оставь напрасные заботы», «Мы случайно сведены судьбою». «Она не гордой красотою», «Я к вам пишу случайно, право…»,
«Нет, не тебя так пылко я люблю».
5. Элементы исследовательской деятельности. А сейчас мы попытаемся найти разницу между любовной лирикой раннего и позднего периода творчества Михаила Лермонтова. Мотив грусти, страдания от неразделенной любви, поиск «родственной души» присутствует и там, и там.
- Так в чем же разница? (используем полученные знания об адресатах любовной лирики). ( Старшеклассники говорят о своих наблюдениях, делают выводы, приводят доказательства при помощи художественного текста).
В ранней лирике чаще речь идет о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга.
С годами окрепла вера Лермонтова в дружбу и любовь. Он искал и находил «родную душу». В лирике зрелых лет все реже встречается тема одиночества, все чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности.
Дружить и любить, по мнению Лермонтова, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. Об этом он так и писал: «Прощать святое право
Страданьем куплено…» (см. эпиграф)
( Стихотворение «Оправдание»).
(Одновременно идет просмотр презентации.)

6. Творческая работа. Миниатюра.
1 группа: Каков же Лермонтов в любви?
2 группа: Какое настроение преобладает в любовной лирике?
3 группа: Что означает для Лермонтова любимая женщина?
7.Рефлексия. Выводы учащихся.
1. Любовная лирика Лермонтова – это поэзия возвышенного движения души. Великой радости и светлой печали.
2. В любовной лирике Лермонтова есть размышления о жизни, об окружающем мире.
3. Любовь вдохновляла поэта на создание новых стихов.
4. Жизнь без любви пуста и бессмысленна.
Так учитесь любить близких вам людей, учитесь беречь их от беды, будьте добры к окружающим. Относитесь к ним с пониманием, умейте прощать. Ибо «Прощать святое право
Страданьем куплено тобой»
7. Комментирование оценок
8.Д/ з: Подготовить чтение наизусть стихотворений современных поэтов о М.Ю.Лермонтове.

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Очень хороший урок. Чувствуется автор и все, на что он способен. Дальнейший Вам успехов.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.