РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Кельчина Ольга Александровна. Учи, но не забывай и воспитывать

Кельчина Ольга Александровна.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 48 г.Нижний Новгород
Учи, но не забывай и воспитывать

Как странно, мне всегда казалось, что эти два понятия неразделимы: учить и воспитывать!
Но, к сожалению, жизнь заставила посмотреть ни них с другой стороны. Мне часто встречались люди совершенно не воспитанные, но имеющие два высших образования. Которые, не упустят случай не порисоваться этим: « Вот я какой, я все знаю»…а сам стоит, разговаривает, поучает и…ковыряет в носу. ФУУ! И как ему, такому умному и взрослому человеку сделать замечание? К сожалению, образованные тоже бывают подлецами…Так, что же на первом месте, с чего начать?
Конечно, встречаясь с детьми в первом классе, понимаю, что ребенок уже получил
какие-то навыки образованности и воспитанности, но все чаще дети умеющие читать, считать и т.д. совершенно не умеют себя вести. Такой ребенок клянчит деньги у другого или еще хуже вымогает, может залезть в чужой портфель и забрать яблоко (очень захотелось, не важно, что оно чужое). А если сверстники обидели его, не задумываясь, может просто убежать из школы. Нет разграничения ПЛОХО или ХОРОШО, ДОБРО или ЗЛО, нет понятий ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ,для него главное Я ХОЧУ!
Зачем кого-то защищать? Когда я спросила ребенка: «Почему ты не разнял дерущихся, ты же дружишь с Давидом и Никитой?» «А зачем? Это не моя семья» - последовал ответ. «Тебя разве не учили защищать слабых?» «Мне мама сказала, что не надо, это же не наша семья. Вот, если бы был кто-то из семьи….» Мне стало страшно: может случиться так, что будущий мужчина никогда не встанет на защиту более слабого, просто пройдет мимо…Кто из него вырастет? Какое уж тут чувство ТОВАРИЩЕСТВА?! А мальчик-то отличник! Попробовала поговорить с мамой и получила: «Не надо меня воспитывать! Я знаю, как воспитывать своего ребенка!» А когда на классном часе ,не называя детей, стали с детьми разбирать подобную ситуацию…То, был звонок завучу: «Ваша Ольга Александровна, вместо уроков проводит нелицеприятные беседы, которые ущемляют достоинство моего ребенка. Пусть уроки ведет, а не воспитывает!» И я понимаю, что перед семейным воспитанием я бессильна. Хотя, может я все же достигла желаемого: ребенок рассказал дома маме о беседе, засомневался прав ли он?
Тяжело идти против семейного уклада, политики воспитания. Вот если бы все родители были бы идеальными! А тут еще телевиденье, пресса, интернет, окружающая среда…А попробуй воспитать ограниченного ребенка. И такое было в моей практике: Малыш расшаркивал ножкой, пропускал девочек вперед, отпускал комплименты направо и налево, выдавал заумные изречения,… а учиться не хотел, и в тетрадях появились определенные отметки. Ребенок привыкший, что им постоянно восхищаются, умиляются: «Какой маленький, а какой воспитанный!» Не понимает, что его навыков не достаточно, чтобы на уроке получить поощрение,он не понимает,что надо приложить усилия: слушать, запоминать,анализировать,сравнивать и т. д. Жалко такого воспитанного мальчугана,он улыбаясь смотрит в глаза…а они(глаза) пустые. А результат как всегда на лицо: «Плохая у Вас учительница,не сумела объяснить…» Вот,чтобы не было такого я и начинаю с того, что учу детей слушать и одновременно воспитываю.
Считаю,что все же это возможно: учить и одновременно воспитывать! Правильно составленный урок, все равно какой: математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, технологии, может и должен воспитывать в наших детях ДОБРОТУ, СОСТРАДАНИЕ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ЧУТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, БЛИЖНИМ,К БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ … и прочее. Дети – это наше будущее, конечно легче воспитывать умного ребенка. Но нельзя только воспитывать, не обучая! Выходит для родителей, учителей получилась заповедь: УЧИ, НО НЕ ЗАБЫВАЙ ВОСПИТЫВАТЬ! ВОСПИТЫВАЙ, НО НЕ ЗАБЫВАЙ, УЧИ! И все же эти два понятия НЕРАЗДЕЛИМЫ!!!
Всего комментариев: 5
avatar
1 anizotrop • 12:39, 01.10.2011

Так можно ли сделать выбор между учтивым глупцом и учёным подлецом? Нет! Ибо и та, и другая крайность ужасна. Отними от целого хоть малую часть, и совершенство нарушается. Высоко ценится умение учителя увидеть эту нехватку в каждом ребенке, и стремление приложить все силы к её восполнению.
avatar
2 lokonole • 18:33, 01.10.2011

Спасибо за такое понимание. Очень Вам признательна,спасибо! biggrin
avatar
3 lokonole • 18:34, 01.10.2011

flower Спасибо за такое понимание этой проблемы.
avatar
4 gal-ramazan • 23:28, 09.10.2011

Вы подняли очень непростой вопрос воспитания. Отношение родителей к учителям неоднозначно. Отчасти в этом учителя и сами виноваты, мы иногда берем себе роль семейного воспитателя, а это не всем родителям нравится. Вот и возникает конфликт. В таких случаях нужно работать отдельно с ребенком, но не на прямую, а через коллектив, обычно дело поправимо. А индивидуальные беседы или нравоучительные разговоры только усложняют проблему. Желаю вам успехов в работе.
avatar
5 • 12:50, 30.10.2013

Не хотела бы встретить такого учителя на своем пути!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены