РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Пальшина Любовь Михайловна. Нельзя воспитывать не обучая

Пальшина Любовь Михайловна
МОУ Буйская СОШ (Бурятия, Бичурский район. С.Буй)
Учитель русского языка и литературы
Нельзя воспитывать не обучая



Учить нельзя воспитывать ... Что же обозначает слово учить? А что значит воспитывать? Эти понятия тесно связаны между собой и не могут существовать одно без другого.
Учить можно чему-то: математике, русскому языку, географии и т.д. Можно учить шить, готовить, управлять автомобилем, рабочим станком. Да мало ли ещё чего… Но всегда ли человек, обладающий обширными знаниями, является хорошим человеком? Всегда ли он может прийти на помощь ближнему? Всегда ли он способен пожертвовать собой ради других?
Да. Учить легко: делись своими знаниями с теми, кому они нужны и кому нужны не очень, но учиться приходится. Не хочешь делиться знаниями – учи добывать их самостоятельно. В общем, это не так уж и сложно. А вот воспитывать…
К.Гельвеций говорил: «Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание», а И.В. Гёте считал, что « поведение – великое зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Но как сделать этот лик чистым и красивым? Эта задача не из лёгких, но она стоит перед каждым, кто работает с детьми.
Так хочется, чтобы дети, которых ты обучаешь, не только хорошо знали твой предмет, но и радовались успехам своих товарищей, переживали вместе с другими какие-то неприятности, уважительно относились к старшему поколению, а утром перед занятиями просто спросили у своего учителя: «Как у Вас дела?» Что же нам сделать для того, чтобы наши дети были такими? Главная фигура в решении этого вопроса – учитель, ибо, как говорил А. Дистервег: «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». Именно образ мыслей учителя оказывает наибольшее воздействие на детей, заставляет их задуматься над тем, как поступать можно, а как не нужно.
Ребята в 5-ом классе на уроке русского языка пишут изложение о берёзке, которая росла рядом с автобусной остановкой. Берёзка до поры была красивая, с кудрявой, раскидистой кроной. Но кто-то вбил большой гвоздь в ствол берёзки, чтобы повесить тяжёлые сумки. Рядом появился ещё один гвоздь. Потом люди сломали ветку, потому что на сучок тоже можно повесить увесистую авоську. Людям удобно, а вот берёзка зачахла.
Учитель читает этот небольшой текст, а голос у него дрожит, и в глазах появились слёзы. А в классе – тишина… Всхлипнула за последней партой девочка, мальчишки прячут глаза. Всем жалко берёзку, а сколько их таких, загубленных нами? Дети пишут изложение молча, в классе - ни звука, а их души наполнены чувством сострадания к погубленному дереву и чувством уверенности в том, что они-то уж точно так делать никогда не будут. И учитель в этом уверен.
Другой пример: изучаем с ребятами произведение И.С.Тургенева «Му-Му»: ребята осуждают поступок капризной барыни и Герасима, им жаль утонувшую собачку, они-то до последнего надеялись, что Герасим не погубит её. Вдруг тишину школьного коридора разрывает визг щенка (кто-то из школьников принёс его в надежде найти ему нового хозяина). А уборщица, схватив собачонку за голову, потащила её на улицу, чтобы не нарушить учебный процесс. Мальчишка, славившийся в школе неисправимым хулиганом, захлопнул учебник литературы и без разрешения учителя выскочил в коридор. Схватив из рук уборщицы щенка, он прижал его к себе и со слезами на глазах произнёс: «Не трогайте, я возьму его себе!» Он занёс щенка в класс, не боясь услышать упрёки учителя, потому что знал, что здесь его поступок только одобрят.
Вот вам, пожалуйста, взаимосвязь воспитания и обучения. Смогут ли такие ребята быть равнодушными? Смогут ли сломать ветку дерева, затоптать расцветший цветок, обидеть беззащитного щенка или котёнка? Нет! Не смогут! Не смогут потому, что на уроках их сердца наполняются теплотой, добром и любовью. Не смогут потому, что учителю важно не только научить, но и воспитать, вложить в души детей всё светлое, хорошее, доброе.
Всего комментариев: 5
avatar
1 • 19:52, 01.10.2011

Согласна с Любовью Михайловной воспитывать можно только своими поступками и своим поведением.
avatar
2 anizotrop • 10:22, 12.10.2011

Интерес к жизни, неравнодушие, доброжелательность, готовность помогать – прекрасные качества. Прекрасны и учителя, стремящиеся их воспитать и умеющие это делать.
avatar
3 идея • 19:42, 15.10.2011

Воспитывать неравнодушием - вот лейтмотив вашей статьи. Подписываюсь под ним, Любовь Михайловна!
avatar
4 gal-ramazan • 21:25, 15.10.2011

Яркие примеры, очень хорошое эссе, спасибо. Так держать!
avatar
5 Ishina • 16:27, 23.10.2011

Уважаемая Любовь Михайловна! Душещипательное эссе у Вас получилось. На всех трёх перечисленных Вами примерах, Вы стараетесь воспитать в детях чувство сострадания. Это очень хорошее качество в реальной действительности. И, тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в нашей жизни есть чаша весов на которой, с одной стороны – нравственность, а с другой – безнравственность. Сколько антонимов сопровождают нас: бескорыстие – алчность; благородство – подлость; скромность – тщеславие; величие – ничтожество; вежливость – грубость; искренность – фальшь; любовь – ненависть; знание – невежество и т.д. Думаю, в детях обязательно надо воспитывать добродетель, но также и умение защищаться от той безнравственности которая, к сожалению, неискоренима. Нет, это не значит учить детей грубостью отвечать на грубость; мщением на подлость; ненавистью, которая разрушает личность на ненависть. Главный противовес всем негативным качествам – ЗНАНИЕ, именно знание делает человека свободным от невежества. И эти знания помогают жить по-Человечески. Спасибо Вам за работу!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены