РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

Кутепова Дарья Владиславовна
Научный руководитель: Н.А. Альбертовна, канд.пед.наук, доцент
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

В данной статье рассматривается вопрос, как влияет тревожность на младших школьников с разной степенью успеваемости.

На сегодняшний день уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Учителям и родителям известно, что тревожным детям сложнее дается учебная деятельность. Волнения ученика часто оказывают не благоприятное влияние на познавательные способности, мышление, память, воображение и др.

Многие основные свойства ребенка и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому актуальность исследования не вызывает сомнения [1].

В психологии тревожность рассматривают как индивидуальную психологическую особенность, склонность человека чувствовать тревогу, по не значительным поводам, ожидать неблагополучное развитие событий [2].

Характеристика для тревожных детей и взрослых одинакова. Дети обычно сомневаются в себе, своих возможностях, с неустойчивой самооценкой, боятся неизвестности, в связи, с чем им трудно быть инициативными [3].

Общепризнано, что повышенная степень чувствительности влияет на проявление тревожности. Но также известно, что не все дети с повышенной чувствительностью тревожные.

Многое зависит от способа воспитания родителей. Тревожного ребенка большая вероятность сформировать, если чадо воспитывается по типу воспитания гиперопеки, а именно чрезмерно заботятся о нем, контролируют до мелочей, во многом ограничивают, постоянно поправляют [4].

Какие существуют факторы, способствующие формированию в ребенке тревожности:

  • частые обвинения и упреки, которые вызывают чувства вины;
  • высокие требования со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей), что вызывает ситуацию неуспешности;
  • сдержанность родителей в проявлении эмоций при наличии бесчисленных предостережений, опасностей и тревог;
  • чрезмерная строгость [5].

Помимо приведенных факторов страх формируется в ситуациях, когда мы пережили сильное жизненное потрясение, которое зафиксировала эмоциональная память, и в результате сильного испуга при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая тяжелую болезнь, несчастный случай или операцию [1].

Цель нашего исследования выявить, каким образом, тревожность оказывает влияние на успеваемость обучения.

В исследовании приняли участие 76 школьников МБОУ «Мирненской СОШ» Томского района. Возрастные особенности: 8 – 10 лет. 30 человек восьми лет, 26 человек девяти лет, 20 человек десяти лет. Из них 34 девочек, 42 мальчик. Всего: 76 человек.

Для исследования были отобраны психологические методики выявления уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Психологические методики:

  1. Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (А.М. Прихожан).
  2. Методика «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса» [6,7].

В своем исследовании мы выдвинули следующее предположение, что высокий уровень тревожности будут испытывать дети с низкой успеваемостью. Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы разделили детей в зависимости от успеваемости на три группы: отличники, хорошисты, слабоуспевающие.

В результате проведенных психодиагностических методик было выявлено, что чем выше успеваемость, тем ниже проявляется тревожность. Соответственно значит, что дети, обучающиеся удовлетворительно проявляют наиболее высокий уровень тревожности.

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать общие выводы:

1. Высокий уровень тревожности показывают обучающиеся с низкой успеваемостью.

2. Наиболее выраженные факторы (симптомы) тревожности среди обследуемых младших школьников были следующие:

  • страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  • боязнь в несоответствие ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  • страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.

3. Ответы исследуемых были проверены психодиагностической методикой на достоверность, у некоторых детей ответы могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности, такие ученики были исключены из исследования.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что высокий уровень тревожности будет у учеников с низкой успеваемостью, полностью подтвердилось.

Литература

  1. Овчарова, Р. В. . Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Р. В. Овчарова.-3-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2007.-445, [1] с.
  2. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / В. М. Астапов. - ПЕР СЭ: Москва, 2008. – 239 с.
  3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб. [и др.] : Питер принт , 2004. – 224 с.
  4. Пастернак, Н. А. Психология воспитания [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. А. Пастернак ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва: Академия,и2008. - 221, [1] с.
  5. Прихожан А. М. / Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст /А. М. Прихожан - Санкт-Петербург [и др.] : Питер , 2009. - 191, [1] с.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике – Спб.: Питер Ком, 1999, – 528 с.: Сост. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  7. Микляева, А. В. Школьная тревожность [Текст]:диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева.- СПб.:Речь,2006.-246, [1] с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены