РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Архивное дело во внеурочной деятельности

В стране разрушенных храмов, сожженных усадеб и пущенных в  топку библиотек сохранившийся семейный архив – чудо. Но при этом не следует забывать, что у чудес есть свои законы и, уж во всяком случае, они  происходят лишь там, где их призывают.
Людмила Улицкая. «Священный мусор».

Эти слова как нельзя ярче отражают тему моей статьи «Архивное дело во внеурочной деятельности», цель которого обозначена ясно – воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Архивы – это память истории. Они являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации можно получить возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества. Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны - важнейшая задача архивов. Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества.

В 2014-2015 учебном году была создана группа «Поиск», которая поставила перед собой цель - определить роль Рязани как прифронтового города в годы Великой Отечественной войны. Работая в архивах, встречаясь с ветеранами школы, пользуясь ресурсами интернета, группа «Поиск» решила узнать историю своей школы - госпиталя, потому что на фасаде здания висит мемориальная доска, свидетельствующая о том, что с 1941 по 1945 год в нем располагался госпиталь №3236. И это были единственные сведения из военной истории школы.

Наша школа сегодня.

Большую помощь нам оказал Военно-патриотический центр «Звезда» г. Рязани, с которым мы продолжаем сотрудничать и сегодня. Именно с их помощью были организованы занятия в архиве. В ноябре 2014 года, в сопровождении представителя военно-патриотического центра «Звезда» мы посетили ФСИН, где курсанты 1 курса, занимающиеся исследовательской поисковой деятельностью, рассказали нам об организации архивной деятельности, ее истории, о современном состоянии. Курсанты – знатоки архивного дела, рассказали ребятам о том, какие документы подлежат архивному хранению и о правилах сдачи документов в архив.

На следующем занятии была проведена практическая работа, в ходе которой ребята научились готовить документы к хранению.

Данное приспособление используется для того, чтобы ровно сложить листы документа.

Без электродрели невозможно просверлить ровные отверстия, через которые производят сшивание.

Вот такой специальной иглой сшивают документы.

Вот так выглядит документ перед отправкой в архив

Очередное занятие по архивному делу проходило в Государственном архиве Рязанской области. Ребята познакомились с устройством хранилища, узнали, что в архиве хранится более 2-х миллионов единиц различных документов.                   

Учащимся было интересно узнать, что самыми древними документами, хранящимися в данном учреждении, являются дела, датированные XVI веком.

«Баяны» в архивохранилище.

Ребятам очень понравился зал дореволюционной документации, где они познакомились с документами губернского правления Рязани. Работники архива рассказали о документах и показали их, изготовленных из бумаги тряпичной, написанных гусиными перьями, орешковыми чернилами. Ребята узнали, что такое дубовая ореховертка, что такое дело - «баян», как варятся чернила сажевые.

Учащиеся были поражены оформлением дворянских родословных: работы, выполненные на натуральной коже, красивым почерком, с оформлением гербов, впечатлили их.

Работники архива рассказали, как устроено архивное предприятие. Целые занятия были посвящены теме приема и условий хранения документов в архиве.

Каковы же, в общем виде, условия хранения документов в архиве? Было интересно узнать, что к документам относятся как к детям. Правила содержат ряд требований к помещениям архива, электро- и противопожарному оборудованию архива, температурно-влажностному, световому и санитарно-гигиеническому режимам, оборудованию архива, размещению документов в архивохранилище, а также к порядку выдачи и проверке наличия и состояния дел. Хранилище архива должно быть удалено от других производственных, складских и бытовых помещений, связанных с хранением либо применением огнеопасных, химических веществ, пищевых продуктов и не должно иметь с ними общих вентиляционных каналов. Кроме того, в хранилище запрещено прокладывать газовые, водопроводные, канализационные и иные магистральные трубопроводы, в помещениях архива должен быть запасной выход. Внешние двери помещения изолируются металлом, в нерабочее время они опечатываются.

Но самые интересные занятия – это практические. Одно из таких занятий было посвящено работе с архивными документами. Учащиеся узнали, как нужно заказывать документ, заполнив специальный бланк, как с ним можно работать. Больше всего ребятам хотелось найти документы, относящиеся к истории школы № 13, которая в годы Великой Отечественной войны служила госпиталем, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная на фасаде школы.      

Участникам группы «Поиск» удалось узнать, что всего по неполным данным в Рязанской области располагалось более 100 военных госпиталей, в которых было размещено более 170 тысяч раненых воинов. Огромное значение сыграло добровольное донорство. Организации, колхозы, школы брали шефство над военными госпиталями. Благодаря этому были спасены сотни тысяч раненых. Через фронтовые эвакуационные госпитали Рязани и Рязанской области прошла основная масса раненых бойцов Западного, Брянского и Центрального фронтов. Эвакуационные госпитали размещались во многих населенных пунктах области. За 1941 – 1945 годы рязанская госпитальная база приняла 336 санитарных поездов. В Рязани действовало 24 госпиталя, под которые отвели почти все крупные здания, где можно было разместить раненых. Госпитали размещались даже в школах. Не стала исключением и школа № 13, располагающаяся по адресу: улица Первомайский проспект, дом 61. В этом здании 1 сентября 1941 года должна была открыться женская семилетняя школа № 4 (так тогда она называлась), но война перечеркнула планы и школа встретила своих учениц только в 1946 г.

Наша школа в послевоенные годы.

Документ, свидетельствующий о том, что в 1946 г открылась 4-ая женская гимназия (ныне МБОУ «Школа № 13»)

Первые ученицы и учителя женской гимназии № 4.

Для этих девочек стены школы стали родными.

Школа № 13 в 70-е годы.

Занятия в архиве и интересные встречи с работниками архива увлекли участников группы «Поиск». Теоретические и практические занятия в архиве помогли ученице 9 класса найти информацию о своем прадедушке, Герое Советского Союза Бондареве Матвее Арсентьевиче. Были найдены именной список погибших, характеристика, данная командиром для награждения Бондарева М.А. посмертно звания Героя Советского Союза. Девочка в своей проектной работе рассказала, почему в г. Дзержинске есть улица, названная в честь ее прадедушки.

Именной список безвозвратных потерь, найденный в архиве.

Ко Дню празднования Великой победы в нашем городе был объявлен конкурс «Историческая остановка – 2015». Ребятам захотелось поделиться сведениями о своей школе с горожанами. Создавая баннер, мы использовали сведения из архива, фотографии учителей-фронтовиков, рисунки и стихи учеников.

Благодаря внеурочным занятиям в архиве и поиску сведений об истории нашей школы в годы войны, ребята увлеклись военной тематикой. Организуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посещают музеи, представляют проектные работы на научно-практических конференциях и конкурсах.

Участники группы «Поиск» в числе других поисковых групп г. Рязани принимают участие в праздновании Дня Неизвестного солдата, который проходит на мемориале Скорбященского кладбища города Рязани.

Ребята прошлись по Аллее памяти, на которой в память о погибших стоят вечно зеленые ели. В минуту молчания у могил солдат, умерших от ран в госпиталях города Рязани, шел тихий снег, как привет от тех, кто ушел из жизни, защищая нас от фашистской нечисти.

Автор:
Кирсанова Алла Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа № 13», г. Рязань.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены