РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер-класс "Система работы учителя по повышению качества образования"

Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли на собрание, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (Да.)

Спасибо!

- Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!

- Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!

- Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!

- Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!

- Здравствуйте те, кто готов общаться! Я рада вас приветствовать на моем мастер – классе.

- Что означает слово «Здравствуйте»? (приветствие, уважение, пожелание здоровья человеку).

Жизнь по-разному можно прожить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете вставать и,
Помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце – это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь… А радоваться жизни может только здоровый человек.

Я Калдузова Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Новоалександровка Александрово-Гайского района, стаж моей педагогической работы — 29 лет. Я рассказала вам немного о себе, а теперь я предлагаю вам познакомиться.

Внимательно посмотрите на эти картинки, что вы видите? (Выражение радости, грусти, удивления, страха). Давайте с вами попробуем повторить такие же выражения. Что вам больше понравилось. Радость. Улыбнемся друг другу. И пожелаем хороших эмоций.

Я узнала о вас, что вы больше всего любите радоваться. А ещё я узнала, что вы очень активные, быстро включаетесь в работу.

…Однажды ученики греческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, старец молвил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга - это познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути? А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.

Тема нашей встречи «Система работы учителя по повышению качества образования»

  • Если Вы уверены, что для учителя хорошее качество образования связано с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать – поднимите правую руку!
  • Если вы считаете, что хорошее качество образования связано со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей – кивните головой.
  • Если вы согласны с тем, что для повышения профессиональной компетентности педагогов необходимо использовать наряду с традиционными, активные методы обучения, хлопните в ладоши.

Вижу заинтересованные лица, многие уже настроились на работу и готовы к восприятию информации. А это значит, что один из многочисленных приёмов активизации, используемых мной на занятиях, успешно сработал.

Взгляните на экран. Каждый из вас воспринимает рисунок по-своему. Мне хочется, чтобы вы остановили свой взгляд на бутоне. Ведь цветок в бутоне - это только потенциальная возможность. Когда он раскрывается и растет вовне из своего центра, то олицетворяет развитие в осуществлении. В осуществлении чего, спросите вы?

Сегодня, здесь и сейчас – в осуществлении желаний учителя: учить, учиться и «расти» в профессиональной деятельности. Одной из форм повышения педагогического мастерства учителя является урок.

Внимание на экран. Вам предлагается набор слов: транспорт, техника, бояться, логика, применить, изобилие, знания. Из предложенных слов выберите те, которые имеют отношение к понятию: «Качество образования». Выбирают слова: техника, логика, применить, знания.

Для того, чтобы определить главное слово нашего занятия, возьмите корни из слов техника и логика, объедините их гласной О; добавьте к ним суффикс из слова применить и присоедините окончание из слова знания. Какое слово получилось? (ТЕХНОЛОГИЯ).

Легко ли вы справились с этим заданием?

А теперь, используя слова (КЛИК) «технология» и «качество образования», попробуйте сформулировать тему занятия. Чтобы сформулировать тему полностью, вернемся к началу. О чем шла речь? Итак, тема нашего занятия звучит так: Применение современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образования».

- Как, по-вашему, на решение какой из предложенных задач направлено использование в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий обучения:

  1. Чему учить?
  2. Зачем учить?
  3. Как учить?
  4. Как учить результативно?

Ни для кого не секрет, что классификация технологий достаточно обширна. Но далеко не все технологии можно отнести к современным образовательным технологиям.

Скажите пожалуйста, а какие современные технологии вам известны?

Личностно-ориентированные технологии обучения

  1. Технология педагогических мастерских
  2. Технология обучения как учебного исследования
  3. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  4. Технология эвристического обучения
  5. Метод проектов
  6. Вероятностное образование (А. Лобок)
  7. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин)
  8. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер)
  9. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили)
  10. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин)
  11. Дизайн-педагогика.

Предметно-ориентированные технологии обучения

  1. Технология постановки цели
  2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
  3. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
  4. Технология концентрированного обучения
  5. Модульное обучение.

Информационные технологии

  1. ИКТ
  2. Технологии дистанционного обучения

Технологии оценивания достижений учащихся

  1. Технология "Портфолио"
  2. Безотметочное обучение
  3. Рейтинговые технологии

Интерактивные технологии

  1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  2. Технология проведения дискуссий
  3. Технология «Дебаты»
  4. Тренинговые технологии

Предлагаю вам выяснить, отвечает ли современным требованиям технология ТРИЗ.

Что такое ТРИЗ? Кто знаком с этим понятием?

Это теория развития изобретательских задач. Она была придумана изобретателем, учёным, педагогом, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

Остановлюсь лишь на некоторых приёмах ТРИЗ технологии, которые часто использую на разных этапах урока.

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. В моём арсенале есть такой приём, как «Отсроченная отгадка». По сути, этот приём – способ задать интригу, с самого начала урока активизировать мышление учащихся. Дать загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Отгадку узнаём в конце урока.

Универсальный приём, который хорошо работает и в старших и в средних, и в младших классах.

Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.

Вопрос классу: С какой темой соотносятся эти слова?

У учащихся возникают версии самые невероятные. Главное – не забыть вернуться к этому в конце урока.

Урок литературы в 11 классе. Изучение рассказа И.Бунина «Лёгкое дыхание» начинаю с чтения стихотворения Фета «Бабочка» (Фет – любимый поэт Бунина)

Ты прав. Одним воздушным очертаньем я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась и вот – дышу. Надолго ли, без цели, без усилья дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу.

Почему изучение бунинского рассказа я начала с чтения этого стихотворения? Я хочу получить ответ на этот вопрос в конце урока.

Уважаемые коллеги, а как бы ответили на этот вопрос вы?

(Это своеобразная поэтическая иллюстрация к рассказу, о котором пойдет речь на уроке).

Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё новое занятие.

Такой вход в тему эффективнее, чем просто сформулированная тема урока учеником или учителем. Хотя, не всегда найдутся интригующие факты к конкретному уроку. Как быть?

Удивить хочется, а нечем… И тогда мне на помощь приходит следующий приём «Удивляй». Найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Гончаров. Роман «Обломов» - 9 глава «Сон Обломова».

Вопрос: «Сколько лет человек проводит во сне?» Не знаете? Из 60 – 20 лет. Удивлены? Я тоже.

Ничто так не привлекает внимания, не стимулирует работу ума, как удивительное. А сколько интересных фактов из жизни писателя, поэта можно приводить! Их можно найти в мемуарах, воспоминаниях, письмах.

Приём «Да-нетка» 

Этот игровой приём способен увлечь и маленьких, и взрослых. Можно использовать на уроках русского языка и литературы в разных областях знаний: загадывать часть речи, часть слова, писателя, произведение, значение незнакомого слова.

Загадывается литературный герой, ученики, пытаясь найти ответ, задают вопросы. На них можно ответить только словами «да» - «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Вывод делают дети.

А если дети не успели найти ответ? Прекрасно – использую приём «Отсроченная отгадка».

После игры обязательное обсуждение. Какие вопросы были сильными? Какие слабыми? Ведь стараешься научить детей выработать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

Героиня не отличалась щедростью, хотя гостям была рада. Кто она? (Коробочка из «Мёртвых душ» Гоголя).

Серьёзные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? (Михаил Ломоносов).

Приём учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию.

Нестандартный вход в урок.

Вы знаете: существует процедура «входа» в урок. Она может быть разной, в зависимости от возраста, учебного предмета.

На мотивационном этапе урок может начаться с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний, с включения элементов новизны, необычности, занимательности.

Часто использую необычно сформулированные темы уроков: «Это непростое простое предложение» (в 8 классе), «Знакомый незнакомец» (Русская поэзия XX века. Сергей Есенин в 11 классе).

А урок по разговорному стилю начинаю словами, которыми сейчас выражают свои чувства и взрослые, и дети: «Клёво», «Ништяк», «Стрёмно», «Круто», подводя к мысли о том, что наш язык в опасности.

На этом этапе урока хорошо действует приём «Фантастическая добавка».

Например, 9 класс. Тема: «Синтаксиса сложного предложения». «Сейчас в Интернете столько сокращений, символов вместо текста. Обедняет это нашу речь? Стоит изучать синтаксис сложного предложения?» К ответам учащихся добавляю, что умение осмыслить конструкцию сложного предложения – это способ развития логического и аналитического ума.

Как вы думаете, что даёт применение этих приёмов на данном этапе урока?

Вы видите, как учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают своё мнение, выдвигают гипотезы.

Как сделать творческие работы детей непохожими друг на друга?

В этом мне помогает приём «Бином фантазии», который используется на рефлексивном этапе урока. Интересен для учащихся 5-6 классов.

Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд не соединимых, не имеющих ничего общего. Берутся две пары слов, соединяются с помощью предлогов. Получаются словосочетания, а потом из них составляются тексты. Учащиеся с удовольствием придумывают истории, работая в парах, в группах, индивидуально. Приём используется с целью развития речи учащихся и их творческого воображения.

Помните слова Джани Родари: «Если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, мы должны научиться придумывать». Это занятие очень увлекает, ученики получают удовольствие от процесса сочинительства. Они сочиняют сказки, фантастические рассказы.

Что даёт такой приём? (Приём развивает ассоциативное мышление, воображение, речь, формирует предметные и метапредметные компетенции).

Применяя данную технологию, я наблюдаю, как формируется стремление к познавательной деятельности, повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся. Это развивает, подвигает к творчеству.

Уроки с использованием приёмов ТРИЗ являются средством формирования успешности учения школьников.

Комфортное начало урока способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика активизирует мысль другого, стимулирует активность.

Например, при изучении правила правописания «Ь» после шипящих учитель загадывает слово, которое есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, учащиеся смогут узнать тему урока. Учитель помогает угадать слово, отвечая на вопросы, но отвечать он может только «да» или «нет».

На доске записаны слова: беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь.

Возможные вопросы учащихся:

  • о части речи?
  • о наличии «Ь» на конце слова?
  • о числе существительного?
  • о роде существительного?
  • о количестве слогов в слове?
  • о лексическом значении предполагаемого слова?

Игра «Расселение»:

- Вам даны словосочетания, распределите их на группы по какому-то признаку.

Перед бледн… юношей, о багрян… закате, от бережлив… хозяина, для великолепн… фильма, о верн… друге,за воздушн… змеем, в добр… сердце, от ветвист… дерева, перед капустн… полем (по падежам).

Конечно, использование данных приёмов зависит от темы урока, от возраста детей, уровня их подготовки. Но главное, эти приёмы поддерживают творческую деятельность учащихся.

Налицо проблема, которую необходимо решить на уроке. Отсюда – постановка целей и задач урока. Как писать? Как проверять?

Учение должно увлекать. Процесс обучения как творческий поиск решения познавательных задач.

- Как по-вашему, соответствует ли технология ТРИЗ требованиям, предъявляемым к современным технологиям? (Да)

Вы правы, данная технология входит в перечень современных технологий.

Вы хотите, чтобы ваше общение с учащимися на уроке было интересным, эмоциональным? Прекрасно! Тогда берите на вооружение ТРИЗ технологию.

В чём преимущества этой технологии?

Она не требует больших затрат времени, может использоваться в традиционной системе обучения, развивает творческое воображение, помогает сделать урок эффективным, практико-ориентированным, результативным, а процесс получения учащимися знаний – интересным. Технология соответствует требованиям ФГОС.

На уроках по изучению новой темы с использованием ТРИЗ знания не передаются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.

Наше занятие подходит к концу. Спасибо! Вы творчески поработали, применяя приёмы технологии ТРИЗ. С вами было комфортно работать.

Я прошу зафиксировать свои продвижения в знакомстве с технологией, предлагаю ещё один приём, который позволит оценить наш мастер-класс. Этот приём называется «Рюкзачок».

Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило, будете ли применять в своей педагогической деятельности, что ожидали на данном мастер-классе. Вот и раскрылся наш бутон. Перед вами цветок желаний учителя. Мой цветок желания. У каждого он свой, т.к. у каждого из нас есть свои желания. Кто-то превращает их в цели и реализует, а для кого-то они так и остаются мечтами, которым никогда не сбыться. Как правило, сбудется ли желание, зависит не только от самого желания и того, насколько оно реально, но в большей степени от того, кто и как это желание осуществляет.

Я убеждена, что нам не даются желания, которые мы не в состоянии осуществить. Если Вы по-настоящему чего-то хотите - значит, Вы это уже можете сделать! Так что распустится цветок желания или бутон увянет, не раскрывшись, зависит от нас с вами. Думаю, вам не составит труда ответить на вопрос почему? (Предлагается картинка ладони со всеми внутренними органами). Совершенно верно «Все в твоих руках». Ведь «все в наших руках»! …

И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.

Вот уже сколько лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения.

В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены