РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Индивидуальная работа с разными категориями обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Индивидуальная работа с обучающимися в урочной деятельности.

На уроке я стремлюсь создать ситуацию успеха для каждого ученика, чтобы дети познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Каждый ученик должен осознать себя личностью, а для этого я стараюсь помогать добиваться результата в изучении биологии. В свою очередь использование ситуации успеха способствует повышению уровня качества знаний по предмету.

Личностному развитию учащихся способствует технология дифференцированного обучения, так как способствует достижению целей общего среднего образования, а разные по уровню усвоения учебного материала обучающиеся могут овладеть едиными стандартами образования, сохранив при этом здоровье.

Дифференцированный подход в обучении способствует формированию ситуации успеха в учебной деятельности, так как учитываются индивидуальные особенности учеников, и обучение каждого ребенка происходит на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Прежде всего, на уроке создаю психологически комфортные условия, позволяющие слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Этому способствуют разные формы и методы организации деятельности учащихся на уроке, дифференцированные задания по сложности и объему, а также оказание психологической и методической помощи, чтобы ученики были успешными в учебной деятельности.

Дифференциацию обучения осуществляю делением класса на три группы по следующим критериям: в первую группу выделяю детей, которые имеют пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, и по другим причинам, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Во второй группе учащиеся, которые имеют хорошие знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий, но не справляются самостоятельно с решением более сложных заданий. А в третьей группе учащиеся, которые могут самостоятельно освоить новый материал, используя при этом разные способы для выполнения задания.

При подготовке к уроку подбираю соответствующие задания и продумываю виды помощи для каждой группы обучающихся.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока: в ходе опроса, изучения нового материала, закрепления изученного материала, при выполнении домашнего задания. Например, при опросе использую разноуровневые тесты, индивидуальные карточки – задания, творческие задания: чайнворды, ребусы, кроссворды разной степени сложности.

При изучении нового материала задаю проблемные вопросы, на которые в основном отвечают сильные дети, а для учащихся 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы уже изученных тем. Учащимся 1 группы заранее даю возможность самостоятельно подготовить сообщения по новой теме и рассказать на уроке одноклассникам, сделать рисунки, плакаты и т.п.

В ходе закрепления нового материала составляю дифференцированные вопросы и задания: для 1 группы - подробно повторяем основные моменты урока. Для второй - предлагаю работу с учебником, а для 3 группы - выполнить практическое задание, с высокой степенью трудности.

На этапе закрепления материала часто провожу самостоятельные работы, в которых количество заданий, степень трудности и время на выполнение дается разное. При проведении практических работ также осуществляю дифференциацию, и допускаю, когда сильные дети помогают справиться с практическим заданием слабым.

Дифференцированный подход осуществляю при подготовке домашнего задания.

При определении объема работы стараюсь исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженностью обучающихся другими предметами.

  • Первой группе даю задания соответствующие результатам, а также несложные дополнительные вопросы.
  • Второй группе посложнее вопросы из учебника, а также небольшие дополнительные задания.
  • Для третьей группы задания из учебника дополняются вопросами из различных пособий, учу ребят работать с дополнительной литературой, выполнять задания творческого характера, проводить небольшие исследования. Дети 3 группы часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами.

После изучения определенных тем, разделов провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а также контрольное тестирование по трем уровням сложности.

Применение дифференцированного подхода в обучении помогло мне достичь следующих целей:

  • для первой группы: ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; пробудить интерес к биологии путем использования заданий базового уровня; сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
  • для второй группы: актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; развивать устойчивый интерес к биологии; сформировать умения самостоятельно работать над заданием; развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • для третьей группы: развивать обобщенный интерес к биологии; сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

В своей практической деятельности использую два вида дифференцированной формы учебной работы: групповую, когда учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно, а затем осуществляется отчет каждой группы и индивидуальную работу учащихся, при которой проверяется и оценивается работа каждого ученика.

Дифференцированное обучение активизирует стремление детей к знаниям, а успех в учебе – это завтрашний успех в жизни.

Конечно же, дифференцированное обучение требует от учителя последовательности и систематизации, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников, только тогда можно достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда, так как такая форма учебной деятельности учащихся предусматривает самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.

Применяя дифференцированный подход в обучении, мне удалось решилась проблему неуспеваемости, снизить перегрузки, повысить мотивацию обучения.

Индивидуальная работа с обучающимися во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта и является обязательным элементом школьного образования.

Внеурочная деятельность по биологии направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и достижение личностных и метапредметных результатов, а также на формирование у детей потребности в достижении успеха. Очень важно, чтобы достигаемые учеником результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива. Поэтому моя задача - сделать внеурочную деятельность интересной, полезной и привлекательной для каждого ученика, так как только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. В ходе внеурочной деятельности по биологии обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т.п.

Добиваюсь я этого через разные формы внеурочной деятельности: олимпиады, праздники, экологические акции, туристические походы, коллективные творческие дела, трудовые десанты, тематические диспуты, дебаты, экскурсии (очные и заочные), экспедиции, предметные факультативы, кружки, конференции, индивидуальные групповые занятия, элективные курсы, консультационные занятия по биологии, интеллектуальные марафоны, смотры - конкурсы, фестивали, биологические КВНы, экологические декадники, поисковые и научные исследования, социальные проекты. Все эти формы внеурочной деятельности обеспечивают достижение успеха каждым обучающимся.

Систематически использую методы организации внеурочной деятельности учителя: словесные, наглядные, практические, метод проектов.

  • Словесные методы: рассказ, лекция (слушание учащимися публичных выступлений, записей на магнитную ленту и видео пленку, по радио и телевидению и др.), беседа, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры.
  • Наглядные методы обучения: наблюдение, иллюстрация (плакаты, таблицы, картины, картины, макеты, муляжи) и демонстрация (опытов, кино- и видеофильмов, телепередач, наглядных пособий, компьютерных продуктов).
  • Практические методы: дидактические игры, лабораторные и практические работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.
  • Метод проектов: социальные проекты, научно – исследовательская работа.

В своей педагогической деятельности применяю три вида внеурочной работы: индивидуальную, групповую, массовую.

Индивидуальная работа с учащимися заключается в индивидуальном консультировании учащихся по сложным вопросам курса, в рамках выполнения индивидуальных учебных исследовательских проектов (работа над рефератами, докладами, статьями, сообщениями и т.п.), в ходе подготовки к олимпиадам, научно – практическим конференциям. Учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных заданий с учетом уровня знаний и умений. В своей деятельности применяю элементы дистанционных образовательных технологий в работе с обучающимися на дому. Учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных заданий с учетом их уровня знаний и умений; для определенных категорий обучающихся (домашней, семейной формы обучения, дети 7, 8 вида обучения) образовательный процесс осуществляется по адаптированной образовательной программе и индивидуальным рабочим программам по биологии, что позволяет скорректировать учебную траекторию в соответствии с Паспортом здоровья ученика. В своей деятельности применяю элементы дистанционных образовательных технологий в работе с обучающимися на дому, использую социальные паспорта классов, психологические карты, Паспорта здоровья.

Индивидуальная работа с обучающимися осуществляется с использованием личной страницы на сайте образовательной организации и личного кабинета. На страницах сайта систематически размещаю творческие задания, учебные материалы, необходимые для подготовки учащихся к урокам, олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ. Осуществляю индивидуальное консультирование и обучение учащихся посредством использования электронной почты, общения по skype и сеть WhatsApp для индивидуальных занятий.

Групповая работа заключается в работе с учащимися по программе элективного курса, кружка, факультатива, индивидуально – групповых занятий, где обучающиеся получают обязательный объем знаний, а также смогут решить возникающие во время изучения вопросы в ходе тренингов, круглых столов, семинаров, конференций, дебатов, ролевых игр и т.п.

Массовая работа с учащимися включает разнообразные по тематике эколого - биологические мероприятия: акции, экскурсии (посещение музеев, зоопарков, ботанических садов), олимпиады по биологии и экологии.

Эффективность работы с одарёнными детьми: мои ученики становятся призерами и победителями муниципального и краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии; призерами и победителями муниципального этапа конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно – практической конференции «Эврика», «Эврика, ЮНИОР», Малой академии наук учащихся Кубани; призерами и победителями зонального и краевого этапа конкурса научных проектов школьников. В дистанционных интернет – конкурсах, викторинах школьники становятся победителями и призерами всероссийских заочных конкурсов. Наблюдается рост индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах, викторинах. Мои воспитанники становятся победителями и призерами краевого конкурса «Сохраним планету», Российского национального юниорского водного конкурса, краевого конкурса «Зелёная планета», «Зеркало природы», всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, краевого конкурса на лучшую научно – исследовательскую работу среди учащихся «Кубанские товары и услуги - только высшего качества».

Эффективность работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проводимая работа по сопровождению детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями дает ощутимые результаты. Эти дети вовлекаются в жизнь классного коллектива, успешно происходит их обучение и социализация. Так пятеро детей - успешно заканчивают 9 класс; восемь учащихся регулярно посещают кружки биологической направленности и являются активными участниками различных школьных мероприятий; двое являются постоянными участниками научно - практических конференций разных уровней. Повысился уровень учебной мотивации.

Эффективность работы с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением).

  1. Повышение правовой культуры учащихся с девиантным поведением.
  2. Повышение обучаемости девиантных детей.
  3. Положительное отношение к школе.
  4. Снижение частоты проявления девиантного поведения учащимися.

Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

  1. Реализация системы работы с девиантными детьми позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
  2. Значительно повысился уровень познавательной мотивации.

Эффективность работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

  1. Наблюдается положительная динамика мотивации: увеличилось количество учащихся с высоким уровнем мотивации обучения (на 3 %) и средним (на 5 %) уровнем мотивации обучения; на 2 % увеличилось количество школьников, у которых учебные мотивы активно реализуются в поведении.

Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.

  1. Наблюдается положительная динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
  2. Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика