РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Взаимодействие учителя с семьёй

Кобзева Елизавета Юрьевна

Семья - это естественная среда для развития ребенка, главное учебное заведение, в котором закладываются основы будущей личности. С момента поступления ребенка в школу возникает «педагогический треугольник»: учитель - ученик - родитель. Следует отметить, что такая прочная связь между родителями и учителями необходима, реализуется и закрепляется во многих образовательных учреждениях на протяжении десятилетий. Здесь упор делается на выявление, сохранение и передачу гуманистической составляющей личностного роста от родителей к детям.

Отношения, которые складываются между учителем, учениками и их родителями, в основном влияют на успеваемость и развитие детей. Семья должна взять на себя ответственность за образование своего ребенка. В результате педагогическое и социальное взаимодействие с семьями учащихся признано важнейшим направлением деятельности школы на современном этапе. Повышение уровня воспитательного потенциала в семье, педагогической грамотности и культуры взрослых составляет содержание педагогического образования родителей школьников и определяет актуальность данной исследовательской проблемы.

Целью исследования является выявление и обоснование основных функций классного руководителя, воспитателя, его взаимодействия с родителями в воспитании детей (диагностические, корректирующие, профилактические, воспитательные) и теоретический анализ концепции родительской компетентности. Методы исследования: изучение и анализ психологической и учебной литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

В статье предлагается теоретический анализ одного из важнейших направлений деятельности образовательной организации в современном обществе - особенностей работы с родителями учащихся. Показана роль семьи в воспитании ребенка как самостоятельного и полноценного субъекта его воспитания.

Для реализации задач эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи необходимо выполнение нескольких условий:

  1. Наличие научно обоснованной и методически безопасной модели воспитания;
  2. Дифференцированный подход и вариативность образовательных, педагогических и воспитательных практик применительно к детям и семье как активным субъектам взаимодействия;
  3. Всесторонняя психолого-педагогическая диагностика, мониторинг, динамика технологий и методик;
  4. Непрерывный профессиональный рост.

Один из афоризмов обучения состоит в том, что самое сложное в работе с детьми - это работать с их родителями. На самом деле, несмотря на общие интересы семьи и школы, они часто занимают противоположные позиции и не могут найти общий язык. В связи с этим важнейшей задачей, которую должен решить педагог, является задача формирования активной позиции семьи по отношению к школе и всему образовательному процессу. Школа вынуждена работать с родителями, которые пассивно ожидают значимых результатов в образовании, воспитании и развитии своего ребенка. Поэтому задача педагога - помочь родителям в соответствии с положениями Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» занять позицию самостоятельного и полноправного субъекта всего образования своего ребенка, имеющего «преимущественное право на образование и воспитание детей по сравнению с другими людьми».

Таким образом, партнерство между семьей и школой направлено на реализацию законных прав и интересов родителей учеников, а также на компенсацию отсутствия родительских компетенций, тем самым создавая новое качество образования. Сейчас существуют противоречия в понимании родительской компетентности. Родители все чаще ощущают потребность в самообразовании и саморазвитии в отношении воспитания детей, но, к сожалению, не все осознают важнейший принцип родительской компетентности.

Опираясь на работы педагогов-психологов, мы определяем родительскую компетентность как способность родителей организовать семейную социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, социальных навыков и социального интеллекта методом грамотного построения обучения в жизненных ситуациях.

Родительская компетентность - это компетентность родителя в проведении компетентного обучения с целью формирования социальной и психологической компетентности ребенка. Недостаток родительской компетентности проявляется в незнании того, как действовать во всех типах жизненных ситуаций, и в неумении правильно формировать социально-психологическую компетентность ребенка. Следовательно, семья, выступая в качестве активного обучающего фактора, является значимым объектом педагогического воздействия школы. При их полной поддержке и помощи, направленных на повышение уровня образовательной компетентности и культуры родителей, повышение эффективности всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья становится эффективным институтом формирования личности Ребенка. В связи с этим одной из задач профессиональной подготовки будущего учителя является формирование у него готовности взаимодействовать с вопросами учебного процесса как с учениками, так и с родителями.

Воспитательная позиция взаимодействия школы с семьей выделяет пять основных функций классного руководителя, воспитателя:

  1. Ознакомление родителей с организацией учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
  5. Взаимодействие с общественными организациями

Адаптация обучения отдельных учащихся в семьях связана с решением ряда задач: во-первых, оказание психологической и педагогической поддержки одаренным учащимся, проявляющим склонность к изучению определенных учебных дисциплин или интерес к определенным видам внеклассной работы. Другое направление - оказание психологической и педагогической помощи родителям в решении сложных проблем семейного воспитания - это решение противоречий, характерных для подростков, преодоление трудностей полового воспитания детей в период полового созревания, предотвращение формирования пагубных наклонностей и привычки; включает помощь в преодолении асоциального и антисоциального влияния неформальных подростковых объединений, профилактику преступности.

Индивидуальная работа с «проблемными семьями»: семья с больным ребенком (психически или соматически), семья с нарушениями межсемейного общения, разведенная семья, неполная семья, семья алкоголиков. В таких случаях работа ведется совместно с правоохранительными органами, такими как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделы защиты детей и опеки в отделах образования. Но даже в рамках нормального развития семьи возникает множество трудностей, требующих помощи и разрешения. Для выполнения этой задачи направлена психологическая и педагогическая работа с семьей, в которой выделяются следующие направления: диагностические, коррекционные, профилактические, воспитательные.

Все вышеперечисленные функции школы, в том числе классного руководителя, направлены на формирование родительской компетентности, способствует созданию эффективной воспитательной среды в школе.

Список литературы
1. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе /П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
2. Удалова А.С. Социальное партнерство семьи и школы // Народное образование. –2014. – № 3. – С. 135-138.
3. Головнева Н.А. Содержательные аспекты формирования профессиональной готовности будущего учителя к взаимодействию с субъектами образовательного процесса // Вестник Нижневартовского гос. ун-та. Серия: Психологические и педагогические науки. – 2013. – №4. – С. 8-13.
4. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. вузов. – 2 изд-е. – М.: Высшая школа, 2009. – 256 с.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены