РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы низкой мотивации школьников на уроках иностранного языка

В современном мире существуют множество проблем в образовании. Среди них можно выделить нехватка педагогов, особенности психического и физического развития школьников, а также глобальное непонимание учащимися для чего им нужно учиться. Спад мотивации к обучению является актуальной проблемой в современном образовательном процессе и требует особого внимания.

Целью данной статьи является рассмотрение основных препятствий к мотивации изучения иностранного языка учащихся.

В условиях перехода к новому федеральному стандарту в сфере образования (ФГОС) подразумевается, что учащиеся должны быть сами заинтересованы в своем обучении и развитии. Но в реальности происходит так, что многие ученики ставят учебу далеко не на первое место. Поэтому у педагога появляется дополнительная задача, заключающаяся в стимулировании школьников к обучению.

Учебная мотивация определяемся целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

  • образовательной системой государства;
  • образовательным учреждением, осуществляющим учебную деятельность;
  • организацией учебного процесса;
  • особенностями обучающегося;
  • особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к самому образовательному процессу;
  • спецификой учебного предмета.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ставит акцент на самостоятельной работе учащихся, которая напрямую зависит от их мотивации. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, поэтому основным мотивом обучения является внутренняя побудительная сила.

Существуют много проблем низкой мотивации школьников, но среди них можно выделить самые распространенные.

1. Возраст учащегося.

Как правило, мотивация к обучению резко падает в подростковом возрасте. Подростки уделяют большое внимание общению со сверстниками, самоутверждению в коллективе. Таким образом, учеба уходит на второй или даже третий план. При решении данной проблемы педагоги и родители стараются делать упор на мотивацию оценками, что чаще всего срабатывает. Применительно к урокам иностранного языка, возможно дать следующую рекомендацию: присоединиться к одному из международных проектов, где предполагается общение и переписка с ровесниками из других стран; слушать иностранную музыку и читать иностранную литературу. Таким образом, у учащихся возрастет мотивация, а также разовьется коммуникативная компетенция, навыки в чтении и аудировании.

2. Зависимость от современных технологий.

Этот пункт можно к детям разных возрастов. Современные технологии развиваются очень быстро. И нередко взрослые люди не успевают за ними, в отличие от детей. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты и телефоны, или работать с ними дома, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.

3. Неспособность к концентрации внимания.

Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видео-ролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики. С младшими школьниками возможны подвижные игры, групповые или парные работы.

Однако, учебная деятельность не является только личным делом учащегося или его родителей. В то же время, качество обучения напрямую зависит от педагога. Например, неверный выбор содержания учебного материала, перегрузка учащихся домашним заданием, неправильная организованность учебного процесса, не владение педагогом современными методами образования может способствовать снижению мотивации и, как следствие, успеваемости учащихся.

Отправным моментом для возникновения мотивации является ознакомление учащихся с задачами урока и принятия их учащимися. Сама формулировка задач урока должна импонировать ребятам, открывать перед ними ясную речевую перспективу. Формулировка задачи зависит от ступени обучения, от возрастных и психологических особенностей.

Безусловно, существуют и другие проблемы мотивации школьников, находящиеся в компетенции психологов, логопедов и родителей школьников, которые также обязаны принимать участие в образовании своих детей.

Что касается именно проблемы мотивации к изучению иностранного языка, то у учеников есть масса возможностей для изучения языков и не только. А в современном мире в условиях глобализации, современных технологий, межкультурного общения остается только подтолкнуть учащихся к изучению иностранного языка. Более того, все понимают, что знание иностранного языка показывает уровень культуры и образования современного человека.

Автор:
Типакова Наталья Андреевна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №49», г. Кемерово,
Кемеровская область

Список литературы:

  1. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160. — URL https://moluch.ru/archive/8/567/ (дата обращения: 12.07.2019).
  2. Воронина У. А. Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на уроках иностранного языка // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 602-604. — URL https://moluch.ru/archive/148/41860/ (дата обращения: 12.07.2019).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены