РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Опыт работы с детьми из социально-неблагополучных семей

Цель: выведение семьи из социально - опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

  1. обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения детей;
  2. оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
  3. координировать учебную помощь родителей их детям;
  4. выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  5. организовывать психолого - педагогическое просвещение родителей;
  6. оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
  7. привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама.

Основные направления работы с детьми из социально-неблагополучных семей:

  • проверка жилищно - бытовых условий семьи;
  • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
  • составление плана работы с семьей;
  • проведение консультаций, лекций для родителей;
  • оказание им социально - психологической, посреднической и правовой помощи;
  • отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из социально – неблагополучных семей;
  • организация досуговой занятости детей из социально - неблагополучных семей во внеурочное время и во время каникул;
  • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

Этапы работы учителя с детьми из социально-неблагополучных семей.

1 этап: Раннее выявление неблагополучных семей и формирование банка данных. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

2 этап: Работа классного руководителя с социально - неблагополучной семьей: обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся; консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения; организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося; изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику; изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения; контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося; анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории; отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе применяются следующие формы и методы: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия.

3 этап: Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап: Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних. Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап: Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб Динского района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

Виды помощи социально-неблагополучной семье:

Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах; контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий; контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам; консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка; просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям; занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время

Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка); просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка; коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость; формирование у ребёнка гигиенических навыков.

Правовая: консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

Алгоритм работы учителя с социально-неблагополучной семьей:

  1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
  2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
  3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  5. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
  6. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  7. Составление карты семьи.
  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
  9. Составление плана работы с социально-неблагополучной семьей.
  10. Текущие и контрольные посещения семьи.
  11. Выводы о результатах работы с социально-неблагополучной семьей.

Системная работа учителя с данной категорией обучающихся включает в себя: выявление, сопровождение, поддержке и обучении, взаимодействие с родителями, применение психолого – педагогических технологий, эффективность работы, повышение качественных показателей успеваемости.

Описание системы работы с детьми из социально-неблагополучных семей

1. Выявление:

Механизм выявления неблагополучных семей: составляется социальный паспорт классов и школы и выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников. С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.). В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители – волонтеры. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.

2. Сопровождение.

Диагностическое сопровождение: анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.
Индивидуальная помощь социально - неблагополучной семье: советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; индивидуальные беседы; индивидуальный патронаж семей; родительские собрания на дому.
Групповая работа с родителями из социально - неблагополучных семей: тренинговые группы; консультирование.
Профилактическое сопровождение семейного неблагополучия: родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

3. Поддержка и обучение.

Методы коррекционной работы с социально - неблагополучными семьями: убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; моральная поддержка по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.

4. Применение психолого – педагогических технологий.

Технологии работы с социально-неблагополучной семьей: диагностические, профилактические.

Технологии диагностики: применяются такие методы, как наблюдение, беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос, анкеты, тесты, экспрессивные методики и анализ документации.

Технологии профилактики: педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы и консультации.

Предусмотрены такие формы и методы работы, как:

  • индивидуальная беседа;
  • обеспечение учащихся горячим питанием через школьную столовую;
  • вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции УДО;
  • контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних;
  • обеспечение учебниками учащихся;
  • контроль за пользованием школьной библиотечной литературой;
  • оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним;
  • вовлечение членов семьи в школьные мероприятия;
  • посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних;
  • проверка документации (дневники, тетради); посещение уроков, контроль за процессом обучения;
  • организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь;
  • вызов на Совет по профилактике;
  • вызов на малый и большой педагогический советы.

5. Эффективность работы.

Оценка позитивной динамики ситуации: уровень жизни семьи доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье; родители проявляют заботу о детях; дети посещают образовательное учреждение; уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями; семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи; в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними; семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся

  • Реализация системы работы с детьми из социально – неблагополучных семей позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
  • Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
  • Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 32% до 61%).
  • Понизился уровень тревожности.

План работы с детьми из социально - неблагополучных семей

1. Обследование условий проживания семьи

2. Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

  • Индивидуальная беседа «Влияние алкоголя на организм человека»;
  • Индивидуальная беседа «Об уклонении от родительских обязанностей»
  • Индивидуальная консультация «Взаимоотношения в семье»;
  • Индивидуальная беседа «Роль семьи в воспитании детей»
  • Индивидуальная консультация «Стили семейного воспитания»
  • Индивидуальная консультация «Возрастные изменения детей».

3. Контроль за посещаемостью уроков

4. Организация летней занятости и оздоровление детей

5. Индивидуальные беседы с детьми:

  • «О соблюдении личной гигиены»
  • «Разговор о правильном питании»
  • «Беседа по профориентации»
  • «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
  • «О взаимоотношениях в семье»
  • «Вредные привычки»

6. Индивидуальные беседы с детьми и родителями

7. Привлечение родителей к деятельности класса и участию в родительских лекториях.

8. Оказание детям социальной помощи и поддержки.

9. Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

10. Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

11. Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу родителей, различных служб.

12. Беседа с родителями о соблюдении личной гигиены ребенка.

13. Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.

14. Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями Динского района по работе с социально-неблагополучными семьями.

15. Беседа с родителями об ответственности за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.

16. Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.

17. Трудоустройство несовершеннолетних на каникулах.

18. Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политики;
  • Служба занятости населения;
  • Администрация Динского района;

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители Консервного микрорайона;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление ненормативной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав, в том числе и временное;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика