РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Общие черты работы над музыкальным произведением в старших классах ДМШ

Формирование учащегося музыкальной школы непрерывно и планомерно происходит в процессе обучения игры на музыкальном инструменте. В своей книге «Обучение игре на фортепиано» Г. М. Цыпин писал: «Интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся в ходе обучения их игре на фортепиано – развитие, трактуемое как специальная, чётко определённая цель, - в этом специфика преподавания музыкально-исполнительских дисциплин». Одной из главных задач дисциплин в обучении музыканта-исполнителя является воспитание глубокого проникновения в содержание музыкального произведения и воссоздание наиболее точного художественного замысла композитора.

Передача образа музыкального произведения зависит непосредственно от чёткой передачи авторского текста и искренней эмоциональной наполненности исполнения.

Создание образа музыкального произведения тесно связанно с жанровыми, стилистическими особенностями конкретного композитора. Все вышеперечисленные аспекты должны прививаться ученику с самого начала обучения игре на музыкальном инструменте, дабы создать прочную базу для дальнейшего профессионального образования.

Осознание содержания музыкального произведения должно проходить через понимание особенностей мелодической линии, полифонической структуры, ладового и гармонического строения, фактуры и других средств музыкальной выразительности.

Процесс работы над музыкальным произведением в старших классах музыкальной школы должен проходить равномерно. Его можно условно разделить на три этапа:

  1. знакомство с произведением (разбор);
  2. освоение средств музыкальной выразительности;
  3. работа над художественным содержанием произведения.

Первый этап включает в себя создание общего представления и эмоциональное содержание произведения.

На этом этапе преподаватель должен познакомить ученика с творчеством композитора, с его стилистическими особенностями, а также с характером произведения, его формой и с основными темами. Возможно проиграть произведение от начала до конца или прослушать запись. Необходимо обращать внимание ученика на осознание роли элементов музыкального языка, способствующих полному раскрытию выразительных особенностей мелодии и ее развития. После первого знакомства с произведением у ученика должно сформироваться четкое слуховое представление. Он должен хорошо понимать технические трудности и художественный образ произведения.

Вторым этапом является освоение средств музыкальной выразительности.

Главной задачей данного этапа является преодоление технических трудностей, освоение игровых приемов, применение различных способов туше, соответствующих авторскому тексту. На данном этапе не следует исполнять произведение от начала до конца в черновом варианте, необходимо работать по эпизодам. Также эта работа должна включать в себя точное интонирование, фразировку. Необходимо выбрать правильную аппликатуру, проставить педаль.

Третий этап синтезирует в себе всю проделанную работу.

Определяется единая линия развития музыкального материала, выявляется главная кульминация произведения, а также его эмоциональная наполненность. Проигрывание произведения от начала до конца должно сочетаться с проработкой отдельных крупных разделов и объединение их в единое целое. Необходимым условием последнего этапа является исполнение произведения в темпе, указанным автором.

Подходить к вопросу темпа необходимо с учетом возможностей ученика. Не нужно «жертвовать» качеством в угоду быстрого темпа. Лучшим темпом является тот темп, в котором ученик выполняет все поставленные технические и художественные задачи. Не стоит забывать про работу над отдельными, технически сложными эпизодами, голосоведением, фразировкой, иначе при исполнении на сцене появляется некоторая неряшливость.

Деление работы над произведением на этапы весьма условно, т.к. очень многое зависит от элементарных музыкальных способностей ученика. Работу над музыкальным произведением необходимо свести в единый процесс, в котором неизбежны возвращения к тому, что уже было сделано. Единственно правильным путём изучения любого музыкального произведения является перманентность процесса – от общего к частному, от частного – к общему.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика