РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Правовая компетентность будущего педагога как одно из условий успешности специалиста

Отличительной чертой нашего общества является потребность в компетентных специалистах. Так как педагогический колледж готовит студентов к профессиональной педагогической работе по таким специальностям, как «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Музыкальное образование» и «Педагогика дополнительного образования», то в результате освоения основной профессиональной образовательной программы согласно ФГОС СПО по специальностям выпускники должны обладать общими (ОК 1 - ОК 12) и профессиональными компетенциями (ПК 1.1 - ПК 4.5), соответствующими основным видам профессиональной деятельности. В общие компетенции выпускников включена в том числе «способность … строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих». Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.

Правовое образование - это неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Правовое образование наделяет человека особой силой, позволяет добиваться своих прав, реализовать себя и свои способности. Поэтому правовая культура как часть общей культуры человека нуждается в систематическом формировании, стимулировании. Как показывает практика, ведущая роль в развитии правовой культуры граждан принадлежит системе образования. Обновление и демократизация всех сторон общественной жизни России выдвинули принципиально новые требования к педагогу, который в том числе должен стать транслятором накопленных культурой правовых требований, норм и ценностей, владеющим правомерными методами педагогической деятельности и педагогического общения, использующим современные образовательные технологии с учетом норм действующего законодательства. Правовая культура педагога представляет собой часть общей педагогической культуры и реализованные в педагогической деятельности нормы действующего законодательства. Она выступает юридической характеристикой педагогического процесса и во многом предотвращает возникновение противоречий и конфликтных ситуаций.

Правовая компетенция будущего педагога в колледже формируется в основном в рамках общественных дисциплин (таких как история, обществознание, правовое обеспечение профессиональной деятельности, права ребенка в современном мире и других), а также во время внеклассных мероприятий.

Задача преподавателей общественных дисциплин состоит не в идеализации права и рассмотрения его как некой абстрактной вещи, а критическая оценка происходящего в правовой сфере, выделение положительных и отрицательных явлений. Изучение современного российского права должно опираться на реальные текущие изменения.

Остановлюсь на основном предмете, формирующем правовую компетенцию студентов – это Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Его изучение начинается с входного контроля, когда можно определить уровень имеющихся правовых знаний в ходе беседы, и анкетирования (вот примерные вопросы для анкетирования).

У большей части студентов колледжа на входном этапе уровень правовой культуры достаточно низкий (примерно 40 % могут ответить полно на все вопросы). Большинство студентов не верят в равенство права, его справедливость, часто упоминается коррумпированность различных правоохранительных органов и других органов государственной и местной власти. На этапе входной диагностики выявляются темы, вызывающие наибольший интерес у студентов и проблемы, на которые необходимо обращать внимание при изучении курса.

Формирование правовой компетенции как составляющей общей компетентности студентов проводится на занятиях разных типов. В ходе лекций и проблемных лекций мной раскрывается широкий круг вопросов теоретического характера. Лекционные занятия позволяют не только изложить фундаментальные основы основных отраслей права, но и определить основные проблемные ситуации, в том числе возникающие в процессе педагогического труда, которые затем могут быть решены на занятиях практического характера.

Процесс познания происходит через диалог, анализ нормативно-правовых актов, сравнение разных точек зрения и т. д.;

Учебный материал отбирается в соответствии с критериями научности, проблемности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин, связи с жизнью, поэтому в содержание учебных занятий включаются дискуссионные вопросы, статистические данные, ситуационные задания, ведь студентам не нужны абстрактные знания, они должны знать и понимать зачем изучается материал, где они смогут применить полученные знания и умения, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно формировать правовую культуру студентов.

Большая часть часов отведена практическим занятиям, где с помощью анализа нормативно-правовых актов теоретические знания студентов переводятся в область их практического применения. Студенты анализируют нормативно-правовые акты, выполняют различные задания, а также на этапе закрепления решают правовые казусы, опираясь на нормы различных отраслей права.

Примеры задач:

  • Маша (24 года) попала в аварию, в результате которой стала нетрудоспособной. Так как она нуждается в постороннем уходе, ее родители были привлечены судом к участию в несении расходов на сиделку и к выплате алиментов своей совершеннолетней дочери. Родители возражают. Кто прав? (Семейное право)
  • Когда студент возвращался домой, к нему на пустынной улице подошли двое его знакомых и попросили закурить, получив отказ, они избили его. Тогда студент, оправившись, побежал звать подмогу. Через 30 минут они нашли обидчиков и нанесли им телесные повреждения средней степени тяжести. Можно ли их действия назвать необходимой обороной? (Уголовное право)
  • Суд вынес решение об усыновлении 11-летнего Ивана, при этом мнение самого Ивана выяснено не было. Правомерно ли это решение суда? (Семейное право)
  • Мать 15-летнего Павла требовала от него, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он сможет ей распоряжаться. Правомерно ли требование матери? (Гражданское право)

Возможные способы организации проблемно-диалогового обучения:

  • ситуация неопределенности – когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на знания и сообразительность студентов;
  • ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях событий;
  • ситуация выбора – предлагается из нескольких вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее убедительный.

Именно в ситуации неопределенности обнаруживаются противоречия между имеющимися знаниями, опытом студента, способами решения, которыми он владеет, и учебной задачей. Я и студенты (при специальной подготовке) проводим групповые и индивидуальные юридические консультации по актуальным вопросам, в том числе связанным с учебной и профессионально-педагогической деятельностью.

На учебных занятиях реализую следующие возможные способы организации проблемно-диалогового обучения

Вот некоторые приемы словесной коммуникации.

1. Логическое осмысление правового явления.

В таком случае педагог систематизирует яркие факты в своей речи. Например, рассказывая о том, как шел процесс формирования отдельных норм права, разъясняется сущность закрепившихся в действующем законодательстве юридических правил. Так, в нынешнем Семейном кодексе страны есть норма, запрещающая регистрировать брак между людьми, имеющими близкое родство (ст. 14 СК РФ). Вредные последствия родственного кровосмешения люди заметили давно. А потому история такого правила весьма длинна.

2. Разъяснение.

В этом случае преподаватель показывает сущность того или иного юридического правила, иллюстрирует его многочисленными примерами для более прочного запоминания. Предположим, на уроке отрабатываются навыки практического характера— составление исковых заявлений в судебные органы с целью защиты своих прав. Предворяя работу, разъясняются особенности такого документа, принципы и правила его составления. Таким образом, методы словесного характера взаимодействуют с практическими.

3. Детализация.

Объясняя сущность определенного правового явления, обращается внимание на отдельные составляющие его части. Например, разбирая с точки зрения теории права дефиницию «преступление», акцент делается на элементы, образующие его состав (таким образом, с помощью примеров, можно детально рассмотреть субъект, объект, субъективную и объективную стороны явления).

4. Разносторонняя оценка.

Такой прием характеризуется высоким уровнем изложения материала. Предположим, обучающиеся при изучении понятия «право» обнаруживают существование многочисленных подходов в науке к этому понятию. Анализируя некоторые школы права (нормативистскую, социологическую, психологическую или естественно-правовую), они учатся сопоставлять позиции мыслителей, юристов и выделять их положительные и отрицательные стороны со своей точки зрения. Так они начинают понимать, что многие явления правовой действительности, несмотря на строгость и четкость правовых норм, нельзя оценить однозначно. Во многих случаях требуется детальное рассмотрение дополнительных фактов и прочее.

5. Обнаружение тенденции.

При проведении правовых дисциплин нередко используются приемы исторического анализа того или иного правового явления с целью выявления тенденций его развития. Например, особенностями развития современной системы права в стране являются усиление человековедческих подходов законодателя при создании норм права, расширение частного права, интеграция с международными нормами права и проч.

6. Особенное значение факта.

Аргументированные ответы — важное требование к студентам, которые именно на правовых дисциплинах должны отработать умения доказывать свою позицию по вопросу, давать конкретный совет при разрешении конфликтной правовой ситуации:

  1. выскажи мысль, которая требует доказательств (предварительно разберись в ее сущности).
  2. Подбери аргументы, которые подтверждают эту мысль.
  3. Сделай вывод.

Преподаватель должен иметь в виду, что при одноразовом ознакомлении с правовым материалом студент может легко запомнить три—четыре факта. В этой связи составление плана урока, а также выделение минивопросов, которые следует усвоить, необходимо основывать на указанном количестве составных частей.

Приведу еще пример обсуждаемых ситуаций:

  • На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание… Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?
  • На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
  • Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину. Вопрос: Какое право нарушили мальчики?

Средством развития теоретического и практического мышления, актуализации, применения и закрепления знаний может являться использование игровых методов, (например, воображаемая пресс конференция с президентом или депутатом; разыгрывание различных ситуаций из жизни). Например, игру «Я уважаю твое право…» можно использовать в качестве закрепления по теме «Права и свободы человека и гражданина», когда студенты становятся в 2 круга лицом друг к другу и глядя соседу в глаза, говорят: «Я уважаю твое право на свободу…». Потом двигаются в другую сторону и говорят: «У меня есть обязанность….».

Учитывая разноуровневую подготовку студентов и требования СанПиНа, применяю в своей работе дифференцированное обучение. Разноуровневые задания помогают поддержать интерес к предмету, повышать уровень усвоения знаний. Работа с дифференцированными заданиями позволяет учитывать особенности мыслительной деятельности студентов.

Например, проверочная работа начинается с более легких задания и усложняется постепенно:

1) Какое выражение вам кажется более правильным:

а) где общество, там и право;
б) где государство, там и право.

2) Источниками права являются (выбрать правильные ответы):

а) мораль;
б) традиции;
в) судебный прецедент;
г) нормативный договор…

3) Соотнести уровни принятия нормативно-правовых актов с видом нормативно-правового акта:

1. федеральные нормативно-прав.акты;
2. норм.- правов. акты субъектов федерации;
3. муниципальные нормативно-правовые акты.

а) Конституция республики Тыва;
б) указ президента РФ;
в) закон о поправке к Конституции;
г) устав Новосибирской обл.;
д) постановление Городского Совета;
е) указ мэра г. Кемерово.

Часто студентам предлагается самостоятельно разобраться с дополнительным материалом и подготовить сообщения.

Примерные темы:

  • Преступность несовершеннолетних: причины, виды, наказания, уголовная ответственность.
  • Совершение несовершеннолетними административных правонарушений: причины, виды, административные наказания.
  • Права и обязанности родителей в вопросах воспитания и образования своего ребенка.
  • Правовой статус опекунов и попечителей.

В последнее время можно говорить о росте интереса студентов колледжа к предметам общественного цикла, об этом также свидетельствует тот факт, что все чаще студенты выбирают правовую тематику в качестве предмета исследований проектных, курсовых и выпускных квалификационных работ, они находят эти темы актуальными для себя.

Примерная тематика:

  • Юридическая ответственность несовершеннолетних и роль классного руководителя в ее профилактике.
  • Формирование правовой культуры младших школьников при планировании и проведении уроков окружающего мира (предметная область «Обществознание»).
  • Правовой статус родителей обучающихся и их взаимодействие с классным руководителем.

Важную роль в формировании правовой культуры студентов играет и внеклассная работа: экскурсии, тематические общеколледжные классные часы, например, ежегодный по теме «За коррупцию расплачивается каждый из нас, встречи с приглашенными специалистами и гостями (это уполномоченная по правам человека в НСО, специалисты правоохранительных органов), проведение конкурсов плакатов, подготовка тематических классных часов для учащихся начальных классов школ (например, по теме «Права ребенка – мои права»). Такая деятельность позволяет привлекать большое число студентов, формирует у них устойчивый интерес к общественным дисциплинам и в конечном итоге формирует правовую культуру.

Перед выходом студентов на психолого-педагогическую практику на 2 курсе для них организовывается установочная лекция, где в том числе я рассказываю о правовых основах их практики и знакомлю со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ФЗ «О гарантиях прав ребенка в РФ».

Таким образом, изучение материала реализуется по спирали, т.е. теоретические знания становятся основой для практических занятий, а они апробируются в процессе самостоятельной, исследовательской деятельности и применяются в ходе всех видов практик, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

  1. оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
  2. использование ситуаций, максимально приближенных к реальности будущей профессиональной деятельности студентов;
  3. воспитание у студентов правовой ответственности и активной правовой позиции;
  4. приглашение на занятия специалистов правоохранительных органов и возможно социальных педагогов школ.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены