РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Применение проблемного обучения в методике преподавания истории в основной общеобразовательной школе

История является одной из основных дисциплин, формирующих мировоззрение т.к. опирается на опыт предшествующих поколений.

Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Учитывая особенность дисциплины, мы можем сказать, что она позволяет глубоко ориентироваться в различных общественных конструкциях, критически осмыслять, анализировать, структурировать информацию, подбирать аргументы. Немаловажным аспектом является междисциплинарная связь истории с большим перечнем обществоведческих дисциплин, что позволяет иметь различные углы зрения на исторические факты, грамотно работать с потоком информации.

В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы проведения занятий: дифференцированное обучение, ИКТ, обучение в группах, проблемное обучение и др.

В современное время традиционный подход уже не позволяет формировать личность, способную соответствовать требованиям времени и постоянно меняющимся стандартам. Воспитывая свободную развитую личность, способную к творчеству, а самое главное способную быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире, необходимо научить эту личность хотеть получать новые знания, ориентироваться в огромном потоке различных точек зрения и толкований на те или иные исторические факты. В связи с этим становится актуальным применение проблемного обучения т.к. особенностью этого метода является его пластичность и универсальность и он, несомненно, вносит свой вклад в междисциплинарные связи.

Технология проблемного обучения, безусловно, не нова, в нашей стране она получила распространение в 30-е годы.

Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В.В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).

В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи, он обосновывал свою концепцию на том, что мысль индивида движется к состоянию осмысления, проходя определенные этапы:

  1. Принимаются во внимание все возможные решения или предположения.
  2. Индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить.
  3. Предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов.
  4. Проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов.
  5. Проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривается как форма активного обучения, которая базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором обучаемые систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

В основе моделирования занятий в процессе проблемного обучения:

  1. Создание проблемных ситуаций.
  2. Обучение в процессе решения проблем.
  3. Сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.

В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

  1. сложность, выступающая в форме противоречия,
  2. ёмкое содержание,
  3. увлекательная форма,
  4. доступный для ученика уровень сложности.

В процессе работы, как правило, используются проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером: проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа.

  • На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.
  • Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап.
  • Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса.
  • Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах, далее последовательно выдвигаемых в учебниках, в изложении и объяснении знаний преподавателем, в разнообразной самостоятельной работе обучаемых.

Таким образом, в основе проблемной ситуации – удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснён с их помощью.

Проблемные ситуации можно создавать различными методами:

  • показывая «невозможность» использования теоретических знаний в определённых нестандартных ситуациях,
  • побуждая к прогнозированию дальнейшего развития событий законченного произведения или их развёртывания в иных условиях,
  • показывая несоответствие нового факта известному знанию,
  • давая задание сравнить несравнимые на первый взгляд факты.

Несомненной аргументацией применения этого метода преподавания в школе является не только воспитание развитой личности, творчески мыслящей, способной ориентироваться в потоке информации, умеющей анализировать и применять новые знания, но и развитие компетенций у обучаемого. Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.

Таким образом, проблемное обучение - это создание условий, при которых обучающиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.