РАЗРАБОТКИ
|
Применение проблемного обучения в методике преподавания истории в основной общеобразовательной школеИстория является одной из основных дисциплин, формирующих мировоззрение т.к. опирается на опыт предшествующих поколений. Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Учитывая особенность дисциплины, мы можем сказать, что она позволяет глубоко ориентироваться в различных общественных конструкциях, критически осмыслять, анализировать, структурировать информацию, подбирать аргументы. Немаловажным аспектом является междисциплинарная связь истории с большим перечнем обществоведческих дисциплин, что позволяет иметь различные углы зрения на исторические факты, грамотно работать с потоком информации. В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы проведения занятий: дифференцированное обучение, ИКТ, обучение в группах, проблемное обучение и др. В современное время традиционный подход уже не позволяет формировать личность, способную соответствовать требованиям времени и постоянно меняющимся стандартам. Воспитывая свободную развитую личность, способную к творчеству, а самое главное способную быстро ориентироваться в стремительно меняющемся мире, необходимо научить эту личность хотеть получать новые знания, ориентироваться в огромном потоке различных точек зрения и толкований на те или иные исторические факты. В связи с этим становится актуальным применение проблемного обучения т.к. особенностью этого метода является его пластичность и универсальность и он, несомненно, вносит свой вклад в междисциплинарные связи. Технология проблемного обучения, безусловно, не нова, в нашей стране она получила распространение в 30-е годы. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В.В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения). В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи, он обосновывал свою концепцию на том, что мысль индивида движется к состоянию осмысления, проходя определенные этапы:
В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривается как форма активного обучения, которая базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором обучаемые систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. В основе моделирования занятий в процессе проблемного обучения:
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
В процессе работы, как правило, используются проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Особое внимание заслуживает методика конструирования проблемных заданий, предложенная И.Я. Лернером: проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности. Суть проблемного обучения заключается в поисковой деятельности, которая начинается с постановки вопросов, закладываемых в учебных программах, далее последовательно выдвигаемых в учебниках, в изложении и объяснении знаний преподавателем, в разнообразной самостоятельной работе обучаемых. Таким образом, в основе проблемной ситуации – удивление, озадаченность тем, что новый факт противоречит имеющимся правильным знаниям, вернее не может быть объяснён с их помощью. Проблемные ситуации можно создавать различными методами:
Несомненной аргументацией применения этого метода преподавания в школе является не только воспитание развитой личности, творчески мыслящей, способной ориентироваться в потоке информации, умеющей анализировать и применять новые знания, но и развитие компетенций у обучаемого. Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения. Таким образом, проблемное обучение - это создание условий, при которых обучающиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены