РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Роль развивающей предметно-пространственной среды как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Инициативность у детей неразрывна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательности. Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением дошкольником разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Как показывает практика, инициативность детей проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
С этой целью центры деятельности мы постаралась разместить в группе в соответствии с линиями развития (для организации коллективной и индивидуальной деятельности, для игр спокойных и подвижных и т. д.).

Одним из ярких элементов развивающей среды нашей группы является мини-музей «Кошкин дом», созданный в результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея «Кошкин дом» состоит в том, что он дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но практически взаимодействовать с ними.

В этом центре различные виды кошек, сделанные из разных материалов, множество атрибутов для ухода за кошкой, несколько видов театров, что является основой организации разнообразной сюжетной игры в индивидуальной и совместной деятельности, а также макет «Кошка в доме» который дети используют для самостоятельной игровой деятельности. Дети самостоятельно играют, а в ходе игры они взаимодействуют, общаются, познают, применяют полученные знания. Т. е. вот она – полифункциональность, вариативность, поддержка детской инициативы и самостоятельности.

Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе был организован «Уголок уединения», который получился красивым и уютным, а также легко может трансформироваться в театральную сцену с занавесом, а подиум может легко стать местом для чтения книг или рассматривания семейного альбома, для уединения ребенка, а также может легко превратиться в место для создания макета перекрестка, «деревенского дворика» и т.д. Такая трансформируемость дает возможность стимулировать активность и самостоятельность ребенка.

Наличие в нашей группе «Строительно-конструктивного центра» также способствует постоянному развитию самостоятельности и проявлению инициативы. Детям на выбор предлагаются различные виды конструкторов - ТОМИК, ЛЕГО, «Зоопарк», крупный строитель для моделирования задуманных построек. Конструкторы находятся в лёгких переносных контейнерах, дети сами могут выбрать место для игры. К каждому виду конструктора имеются схемы на выбор детей, способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования.

Для сюжетно-ролевых игр в группу приобретены контейнеры, которые также можно легко перенести в любое удобное место, подобраны атрибуты для развития сюжетов игр, разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры, объединяя различные атрибуты игр и распределяя роли между собой. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Условия, созданные нами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, двусторонней ширмой «Шиномонтаж/Салон красоты», с дамскими принадлежностями: с одной стороны (сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки), с другой стороны – инструменты, макет автозаправки и шиномонтажа.

Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности в группе созданы: «Уголок ряжения», «Уголок масок», «Уголок музыки» разнообразные виды театров. Все детские задумки, фантазии, дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами.

Между центрами группы могут находиться ширмы; объёмные напольные модули; перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр, настольных игр, с материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; переносные игровые макеты, которые помогают и дают возможность детям самостоятельно и легко, по их усмотрению и замыслу, проявив инициативу, создавать и трансформировать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.

Например: ширма из труб ПВХ могут быть сделаны так, что могут служить не только для показа театральных постановок, но и быть стенами дома, а если убрать на время их тканевые полотна, то можно использовать как салон автобуса, ракеты, метро и т. д. Ширма легкая и дети могут передвигать ее, образуя новые зоны и создавая укромные уголки для самостоятельной игры.

Для развития самостоятельности мы в своей группе используем прием: «Пространственная игра», которая относится к свободной деятельности. Создается свободное неорганизованное пространство и дается детям возможность действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера (легкие мягкие модули, коврики и подушечки). Дети играют как хотят и чем хотят, но при условии соблюдения правил безопасности, что обговаривается с детьми. Дети свободно перемещаются в пространстве, действуют с предметами, строят, подлезают и т. д.

Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Для развития самостоятельности и инициативы удобна и интересна в применении методика Прохоровой «Выбор деятельности». Детям предлагается «Доска выбора» (голландская система личностно-ориентированного образования) на которой представлены различные виды деятельности (количество деятельности зависит от возраста). Под нужным изображением ребенок, по своему выбору, размещает свою фотографию или карточку, тем самым он показывает, чем бы он хотел заняться.

Если ребенок не может себя занять, скучает, на помощь приходит такой прием как «Коробочка выбора деятельности». Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности. Когда ребенку скучно, он может вытащить три карточки и выбрать любую из них. Ребенок играет сам, а взрослый неподалеку, чтобы включиться, если надо вместе с ним в игру.

Данная методика позволяет воспитателю увидеть детские предпочтения и скоординировать работу с детьми.

Одним из моментов творчества и детской инициативы является коллекционирование. Коллекционирование - доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". Ребенок учиться систематизировать, самостоятельно добывать информацию. Коллекции могут быть представлены реальным материалом: камешками, муляжами, игрушками, а могут быть образными: открытками, иллюстрациями, карточками животных, транспорта, и др. К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

Что касается организации работы с коллекциями, то следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть, реальный: например, образцы значков или образный материал множество иллюстративных карточек-вырезок. Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице. Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости. На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть достаточно большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы дети могли в дальнейшем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес детей к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

В группе у нас создано несколько коллекций по разным темам, в создании которых принимали и принимают активное участие и дети, и родители. Собранные экспонаты коллекций распределили по разным темам, разложили по альбомам и контейнерам. Так у нас в группе есть коллекция «Морских ракушек», «Киндер сюрпризов», дети с удовольствием не только их разглядывают, но и используют в своих играх, также собрана коллекция открыток «Цветы», дети с удовольствием их рассматривают. Все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.

Подводя итог вышесказанного, я считаю, что среда не должна быть завершённой, «застывшей», её следует периодически преобразовывать, обновлять, тем самым стимулировать самостоятельность и инициативность у дошкольников.

Читайте также:

Анна Сошникова 04.02.2020 94 0
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.