РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Жильцова Евгения Владимировна

Жильцова Е.В.
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 33»
г. Златоуст

В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.

Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников.

Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ.

Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Т

акое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику.

Работа строилась в следующих направлениях:

  • На основе полученных результатов анализа, создать нетрадиционное игровое пособие;
  • Работа с узкими специалистами (привлечение узких специалистов, для консультаций по созданию нетрадиционного игрового пособия).
  • Работа с детьми (использование нетрадиционного игрового пособия)

Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг».

Цель пособия «Волшебный круг»:

  • содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, которые способствуют развитию речи.

Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:

  • формируют понятие признак, действие, предмет;
  • учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
  • развивают познавательную активность;
  • развивают представления о сенсорных эталонах;
  • обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
  • формируют способность решать проблемные ситуации.

Роль педагога в игре «Волшебный круг».

  1. Педагог инициатор, наставляет, объясняет правила, подсказывает на начальном этапе;
  2. Педагог принимает незначительную роль, тем самым дети сами определяют ведущего, очередность игроков.
  3. Педагог принимает роль зрителя, наблюдателя. Дети сами организовывают, управляют и заканчивают игр, сопутствуя ее высказываниями, применяют речевые обороты, накопленные в работе с пособием;

Пособие «Волшебный круг» - представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес.

Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение).

Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников.

Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг».

Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание.

  • Сектор №1 Дидактическая игра: «Назови ласково».
  • Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое»
  • Сектор №3 Дидактическая игра: «Большой и маленький».
  • Сектор №4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов».
  • Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?»
  • Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
  • Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова»
  • Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово».
  • Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза».
  • Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета».
  • Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5)
  • Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много».

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что - то новое и интересное.

Читайте также:
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо большое, очень интересный материал!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика