РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением речи

Логопеду

Практика работы в логопедических группах показывают, что занятия целесообразно использовать для создания у детей сенсорной базы, позволяющей им усваивать соответствующие их возрасту понятия. Вместе с тем успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми под руководством логопеда.

При планировании работы в логопедической группе необходимо учитывать формы работы, а привлекаемый педагогом материал должен соответствовать возрастным особенностям, возможностям их речевого и общего психического развития. Приёмы работы, применяемые логопедом и воспитателем, необходимо различать в зависимости, как от основных задач занятия, так и от его характера.

Проведение воспитателем занятий по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой должно быть связано с обогащением активного и пассивного словаря. Материал, изучаемый логопедом, воспитатель закрепляет в условиях естественной коммуникации воспитанников. Коррекционные задачи подчинены программным, не заслоняли их, гармонично с ними сочетались. Значительно возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяли полученные на логопедических занятиях навыки и умения.

Отбор речевого материала для воспитательных занятий производится с учетом тематики фронтальных логопедических занятий по формированию произношения, а также уровня развития фонетико-фонематической стороны речи, достигнутого каждым ребенком.

В соответствии с основными задачами (на каждом из 3 периодов обучения) разрабатываются приемы закрепления материала логопедических занятий на общеобразовательных занятиях воспитателя.

В первом периоде обучения (сентябрь-ноябрь) на занятиях воспитатель уделяет особа внимание развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь.
Общеобразовательные занятия используются для закрепления лексико-грамматических конструкций, включающих существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными значением, глаголы единственного и множественного числа
прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.

В начале 1 периода дети, как правило, отвечают на вопросы педагога кратко. Впоследствии они используют более распространенные ответы.

В процессе изучения материала дети под руководством воспитателя и логопеда закрепляют навыки составления предложений по вопросам, на основе показа действий, по картинке.

К концу 1 периода педагог побуждает детей к составлению коротких рассказов. Подводя итоги занятия и привлекая к участию в этом детей, педагог с помощью вопросов типа «Что вы делали на занятии?», «Какое задание ты выполнял?» подводит детей к использованию в ответах глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.

В случае необходимости при закреплении материала логопедических занятий индивидуализирует коррекционное воздействие, выбирая необходимые приёмы.

К началу второго периода обучения (декабрь-март) речевые возможности детей значительно возрастают. В связи с этим воспитатель активнее включает в занятия различные формы грамматического материала, которые на практическом уровне дети изучили в ходе логопедических занятий. Под руководством логопеда в этот период дети учились правильно использовать словосочетания, распространять простые предложения путем введения однородных членов. Продолжается работа по формированию связной речи детей.

Занятия воспитателя должны способствовать закреплению в речевой практике детей предложений с однородными членами, некоторые виды сложносочиненных предложений.

Навык связного речевого высказывания закрепляется в основном на занятиях, имеющих непосредственной целью развитие речи. Этому служат задания на составление коротких рассказов по картинке, серии картин.

Во втором периоде обучения многие звуки речи уже поставлены у детей и автоматизируются, поэтому используются общеобразовательные занятия для упрочения произносительных навыков детей на уровне предложений и связной речи.

Благодаря тесному взаимодействию логопеда и воспитателей последние четко представляют динамику развития фонетической стороны речи детей.

В процессе 3 периода обучения (апрель-май) основной акцент в коррекционной работе воспитателя переносится на развитие связной речи детей, продолжается работа по закреплению у них навыков использования сложных предложений.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены