РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование маркеров игрового пространства в речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи (от 5 до 7 лет)

Эффективным условием реализации инклюзивного процесса в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребёнка, обеспечивающей развитие возможностей детей. Обязательным условием развития детей является взаимодействие детей в микрогруппах, что способствует формированию социализации и коммуникации.

При реализации лексических тем «Профессии» возникали трудности с усвоением материала: дети с трудом запоминали новые слова, действия людей. Сюжетно-ролевые игры были примитивные.

Было решено: создать маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра).

Маркеры игрового пространства обеспечивают реализацию в игровой форме образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие: взаимодействуя в развитии игрового сюжета при помощи полифункциональных маркеров игрового пространства дети получают навыки общения;
  • Познавательное развитие: дошкольники в игровой форме знакомятся с окружающим миром;
  • Речевое развитие: организация игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;
  • Художественно–эстетическое развитие: дети помогают оформлять маркеры;
  • Способствуют развитию психологических процессов (внимание, восприятие, память, мышление), любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству;
  • содействуют сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для изготовления маркеров использованы доступные и безопасные для детей материалы: плотный картон, пленка самоклеящаяся, цветной скотч, канцелярский нож, линейка и карандаш, пластиковые конверты и др.

В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в масштабные объекты.

Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

  • легко трансформируются;
  • вариативны;
  • развивают детскую фантазию и воображение;
  • рассчитаны на возрастные категории 5–7 лет;
  • отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, обрабатываются);
  • имеют эстетический вид;
  • занимают мало места при хранении;
  • выполнены из недорогих, доступных материалов.

Вашему вниманию предлагается 3 блока маркеров и картотеки по блокам:

  • 1 блок : «Поликлиника» (Приложение №1)
  • 2 блок состоит из нескольких маркеров: «Библиотека», «Почта», «Аптека», «Салон красоты» (Приложение №2)
  • 3 блок: «Супермаркет» (Приложение №3)

Таким образом, использование маркеров игрового оборудования детьми с ТНР способствовало

  • организации игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;
  • запоминанию новых слов (существительных и глаголов);
  • улучшению навыков общения, коммуникации, социализации;
  • повышению познавательного интереса;
  • расширению кругозора.

Приложение №1  «Поликлиника»

Задачи:

  • Образовательные: Обогатить, расширить знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.
  • Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  • Воспитательные: Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
  • Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.
  • Роли: врач, медсестра, работник регистратуры, санитарка, больные.
  • Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначения. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.

Приложение №2

«Библиотека»

Задачи:

  • Образовательные: показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки.
  • Развивающие: отображать в игре знания об окружающей жизни,
  • Воспитательные: закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
  • Роли: библиотекарь, читатели.
  • Игровые действия: оформление формуляров читателей; приём заявок библиотекарем; работа с картотекой; выдача книг; читальный зал.

«Почта»

Задачи:

  • Образовательные: учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, расширить и закрепить знания детей о труде работников почты;
  • Развивающие: учить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  • Воспитательные: формировать уважительное отношение к работникам почты;
  • Активизация словаря: сумка почтальона; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; бланки; печати, штампы, форма(фуражка)
  • Роли: работники почты, почтальон, посетители.
  • Игровые действия: оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;

«Аптека»

Задачи:

  • Образовательные: обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии фармацевта; о работе аптеки.
  • Развивающие: самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку, способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  • Воспитательные: воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
  • Активизация словаря: фармацевт, аптекарь, лекарственные травы, медикаменты, рецепт.
  • Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты), покупатели.
  • Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей.

«Салон красоты»

Задачи:

  • Образовательные: Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера в «Салоне красоты».
  • Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  • Воспитательные: Вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
  • Активизация словаря: парикмахер, мастер, прическа, фен. стрижка, пенка для укладки, накручивать на бигуди, оплачивать услугу
  • Роли: парикмахеры, клиенты, мастер маникюра,
  • Игровые действия: Посетители здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят, благодарят за услуги. Мастер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерской мамы с дочками. Он причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало. Клиент платит деньги в кассу. Клиенты благодарят за работу.

Приложение №3

«Супермаркет»

Задачи:

  • Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.
  • Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
  • Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца, вызвать интерес к профессии. Формировать навыки культуры поведения в общественных местах.
  • Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, названия продуктов, бытовых приборов, одежды
  • Роли: продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик,.
  • Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывают товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку. Продавец вежлив с покупателями.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.