РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения

Термин «общее недоразвитие речи» обозначает совокупность различных сложных речевых нарушений, которые препятствуют формированию всех сторон системы речи детей, относящихся к ее фонетической и семантической сфере, при нормальном слухе и интеллекте.

В определении ОНР утверждается, что функция речи не является полноценной полностью. При общем недоразвитии речи оказываются несформированными все системы языка – фонетика, лексика (активный и пассивных словарь), грамматика (правила образования слов и изменения). Также ОНР включает в себя другие специфические нарушения. Для детей с ОНР характерно неверное произношение и звукоразличение на слух, также достаточно тяжело протекает изучение системы морфем и, что следует из этого, усложненное изучение словоизменения и словообразования. Лексический запас дошкольников с ОНР отличается от запаса дошкольников с ННР, как качественно, так и количественно и, следовательно, отстает в развитии связная речь.

В своих исследованиях Р. Е. Левина определила три уровня развития речи у детей с недоразвитием:

Первый уровень речевого развития описывается Р.Е. Левиной, как «отсутствие общеупотребительной речи».

Дети первого уровня общаются с помощью перечня вербальных средств, дети используют большое количество единичных звуков, а также их комплексов, звукоподражания, обрывков лепетных слов.

Отмечается обширное применение указательных жестов и мимики. Дети используют один и тот же комплекс с целью указания на предметы, действия и свойства, отмечая различие значений жестами и интонацией.

Данный уровень, выделенный Р.Е. Левиной, имеет специфические черты, например, употребление различных средств языка с несколькими целями: звукоподражания и отрывки лепетных слов могут значить как названия указанных предметов, также и некоторые их характерные признаки, а также действия, которые можно совершить с ними. Детям данной категории свойственно употребление слов в различных значениях. Маленький словарный запас может отражать воспринимаемые действия или предметы. Для передачи грамматических отношений детьми не используются морфологические элементы. Речь детей наполнена словами, состоящими только из корней без различных словоизменений. Фраза таких детей обычно состоит из элементов лепета, а также невербальных средств. Все слова, которые ребенок использует в такой фразе, не могут пониматься буквально без контекста, так как любое из слов имеет множество значений.

Пассивный словарь этих детей преобладает над активным. Отмечается, что не сформировано или существует лишь в зачаточном состоянии понимание значений изменений грамматики слова. Дети оказываются неспособны различать единственное и множественное число у существительных, а также времена глаголов, формы родов.

Звукопроизношение характеризует фонетическая неопределенность. Звукопроизношение характеризуется непостоянностью, наблюдается неустойчивая артикуляция, а также несформированное различение звуков на слух. Количество неверно произносимых звуков преобладает над правильно произносимыми.

Характерной особенностью речевого формирования этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Отталкиваясь от этого, у ребенка отмечается обедненность словарного запаса, дошкольник использует интонации и паралингвистические средства такие, как жесты, мимика.

Для второго уровня развития речи характерно наименование «зачатки общеупотребительной речи».

На этом уровне дошкольнику свойственна повышенная по сравнению с предыдущим уровнем речевая активность. Ребёнок выстраивает коммуникации с помощью постоянного, но все же ограниченного и искаженного словарного запаса.

Проявления этой ограниченности и общей речевой недостаточности видно во всех элементах коммуникации. Дошкольники ограничиваются лишь простейшими фразами, больше напоминающие словосочетания, поскольку содержат зачастую два - три, реже четыре слова. У дошкольников данной возрастной группы отмечается недостаточное знание множества слов, которые обозначают разных животных, элементы одежды, профессии и различные части тела человека, что свидетельствует об отставании от нормального словарного запаса.

Отмечаются также ограниченное употребление слов из предметного словаря, а также словаря действий и свойств. Дошкольники не способны назвать цвета указанного предмета, его объем, его свойства, меняют незнакомое слово приближенным по смыслу.

Дошкольники испытывают сложности при построении словесных конструкций с употреблением предлогов, они могут не использоваться вовсе, а имена существительные при этом используется в инфинитиве, также предлоги могут использоваться ошибочно. Частицы и союзы редко используются.

На втором уровне заметен значительный рост восприятия обращённой речи, это происходит из-за приобретённого навыка понимания различия между грамматическими формами, на первом уровне этого навыка у дошкольников нет. Дошкольники способны ориентироваться с помощью морфологических элементов, эти элементы имеют для них смыслоразличительное значение.

Для фонетической составляющей речи свойственно наличие большого количества искажений многих звуков, их неправильное использование, смещение и замена. Заметны трудности при попытке верно произносить различные звуки.

Свойственными также являются сложности в изучении и укоренении звуко-слоговой структуры слов. Часто при правильном внешне произношении слов можно заметить ошибки в постановке и замене и звуков, и слогов.

У дошкольников обнаружено неполное фонематическое восприятие, они не готовы к изучению и освоению звукового синтеза и анализа.

Особенностями второго уровня можно назвать возникновение в речи ребенка фразы, состоящей из двух или трех слов, также возможна фраза из четырех слов. Дошкольники способны к правильному использованию согласования и управления, при составлении фразы или словосочетания, но иногда возникают ошибки.

Для третьего уровня развития речи характерно расширение объема употребляемых слов в речевой деятельности, и речь зачастую кажется непонятной из-за грубого расстройства произношения звуков и слоговой структуры слов.

Третий уровень отличается развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

У детей с третьим уровнем речевого развития звуковая сторона речи характеризуется заменами, пропусканием и искажениями звукопроизношения, недостаточно стойким употреблением звуков в период речи. Свойственным для детей данной категории считается недостаточно дифференцированное звукопроизношение. Один звук может замещать сразу несколько схожей фонетической категории. Также в звукопроизношении отмечаются непостоянные замены звуков, определенный звук во различных словах может произноситься многообразно. Может присутствовать слияние нескольких звуков, тогда дошкольник способен верно произнести конкретные звуки отдельно, но в свободной речи он их заменяет. Множество неточно прослеживается при передаче наполненности звуков: наблюдаются перемещение и замещение звуков и слогов, сокращения при стечении согласных.

На фоне довольно развернутой речи прослеживается некорректное использование большого количества лексических обозначений. В активном словаре доминируют существительные и глаголы. Недостаточно слов, означающих качества, признаки, состояния предметов и действий.

Также, помимо этого, у ребенка наблюдается недостаточное развитие умения словообразования: прилагательные никак не различаются с существительными, используется уменьшительно-ласкательное оформление слов. По этой причине возникает неверное понимание и применение большинства слов. В речи превалируют существительные и глаголы, детьми не употребляются слова, которые обозначают качественные, свойственные и действенные характеристики слов. Отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, которая проявляется в неверном употреблении предложно-падежных конструкций.

В свободной речи детьми не используются усложненные предложные конструкции, в основном употребляются простые распространенные предложения. В речи изобилуют аграмматизмы: неверное согласованное употребление числительных и существительных, прилагательных и существительных в падежах, родах и числах. Также отмечается множество неточностей в употреблении предлогов, как простых, так и сложных. У детей наблюдается недостаточно сформированное понимание словоизменения, которое выражается приставочно или суффиксально, а также отмечаются сложности в дифференциации элементов морфологии, которые выражают род или число, сложности в понимании логических структур, которые выражают причинно-следственные связи, а также значения времени и пространства.

Отмечается, что сформировывается понимание обращенной речи и становиться ближе к норме детьми данной категории.

Для детей с третьим уровнем развития речи характерно нарушение различения звуков на слух. У дошкольников наблюдаются недостатки в слуховом анализе и синтезе, в слоговой структуре слов. Дошкольники зачастую выбрасывают предлоги, просто не используют их.

Речевые формулировки детей данной группы отличаются недостаточной четкостью, последовательностью повествования, а, кроме того, никак не учитываются их существенные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.

Третий уровень общего недоразвития речи имеет следующие характерные особенности:

  1. Взаимодействие с окружающими в основном проходит в присутствии взрослых, которые дают пояснения речи ребенка;
  2. Непостоянное произношение звуков, которые дошкольник научился изолированно проговаривать. В свободной речи они все равно звучат неотчетливо;
  3. Сложно произносимые звуки меняются на другие. Один звук способен замещать одновременно несколько;
  4. Активный словарный запас становится значительно шире. Детьми обычно употребляются слова бытового значения, более сложная лексика им недоступна;
  5. Неустойчивость грамматических ошибок. Ребенок может верно согласовывать слова между собой, а затем использовать неверную форму;
  6. Существуют трудности в верном согласовании имен существительных и числительными.

Отставание в развитии фонематических способностей выражаются в ошибках при произнесении слов со сложной слоговой структурой, в наличии сложностей при анализе и синтезе.

Общее недоразвитие речи может отмечаться при иных патологиях речи, к примеру, различных форм алалии, дизартрии и детской афазии.

  • При разной природе патологий у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются характерные признаки, указывающие на то, что ОНР является системным нарушением речи:
  • запоздалое начало формирование речи: первые фразы возникают к 3-4, в некоторых вариантах и к 5 годам;
  • речь изобилует аграмматизмами и не до конца сформирована фонетически;
  • отмечается разрыв между экспрессивной речью и импрессивной, в этом случае дошкольник, понимающий обращенную к нему речь, не способен сам грамотно сформулировать свои мысли;
  • детей характеризует недостаточно сформированная речевая активность, а также слабая критичность к своему дефекту речи.

При ОНР у детей не происходит достаточное формирование слухового восприятия, зрительного, пространственного, и поэтому дефицитарность базисного слухового восприятия негативно воздействует на развитие фонематического слуха и, следовательно, фонематического восприятия. Расстройство зрительного восприятия можно обнаружить в скудности и в отсутствии умения распознавать зрительные представления, в недостаточной стойкости зрительных следов, и, кроме того, в отсутствии связи фразы со зрительным образом объекта. Изучение специфики формирования ориентировки в пространстве дает сведения о том, что для дошкольников составляет сложность различение таких положений, как «справа» и «слева», которые означают местоположение объектов; также отмечается проблемы в определении своего тела (при усложнении заданий).

У старших дошкольников с ОНР наблюдается низкая устойчивость внимания, его быстрая истощаемость, что приводит к понижению работоспособности детей в ходе деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи, помимо речевых дефектов, вторично возникают патологии, связанные с психо-эмоциональной средой. По причине ОНР дети постоянно находятся в тяжелых условиях нехватки социальных контактов, что в свою очередь приводит к тому, что ребёнку становится сложно осваивать новые коммуникативные умения и оттачивать старые, помимо этого, своеобразным способом происходит и освоение эмоционального словаря. И. Ю. Кондратенко отмечает, что у дошкольников с ОНР построение эмоциональной лексики протекает с патологиями и запаздываниями в развитии. Таким образом ребёнок не имеет возможности и навыков находить различия между схожими эмоциями, у него возникают трудности в выражении своих эмоций, а также в правильном восприятии эмоций другого человека, что часто можно заметить при прочтении художественных книг, когда у ребёнка возникает необходимость осмысления и правильной трактовки эмоций персонажей. У подавляющего числа дошкольников с общим недоразвитием речи негативные эмоции преобладают над позитивными.

Можно сделать вывод, что у детей с ОНР встречается неполноценная упорядоченность процедур изучения окружающего мира: восприятия, слуховой памяти и т.д., что делает сложным или невозможным:

  • освоение навыков вербальных коммуникаций;
  • понимание, анализ и толкование речевых процессов;
  • прогнозирование возможных исходов вербальных коммуникаций;
  • возможность находить выход из сложной спорной обстановки;
  • наличие умения контактировать с другими участниками коллектива;
  • обладания навыком получения, обработки и трансляции данных без потери или искажения первоначального смысла;
  • в общем формирование культуры коммуникации дошкольником.

Можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР III уровня намного хуже, чем у их ровесников, развиваются различные психические процессы. Дети с ОНР также отстают в развитии двигательной сферы. У большинства детей подобная двигательная несформированность выражена в недостаточной координации различных сложных движений, недостаточной уверенности в выполнении определенных двигательных действий, в низкой скорости и качестве выполнения движений. Самые большие трудности для детей данной категории представляют воспроизведение двигательных упражнений по словесной инструкции, а также воспроизведение серии движений. Дети с общим недоразвитием речи отстают от детей с нормальным речевым развитием не только в качественном и точном выполнении двигательного задания, но и меняют местами последовательность выполнения, пропускают части движений.

Психолого-педагогическая литература содержит данные о наличии системных нарушений речи у детей с ОНР. У дошкольников с ОНР характерной чертой является запоздалое развитие речи: первые слова фразы обнаруживаются только к трём-четырём, а иногда и к пяти годам. У дошкольников с ОНР речь полна аграмматизмов и непонятна окружающим их людям, экспрессивная речь тоже отстаёт в развитии даже в случае, если ребёнок дошкольного возраста довольно хорошо воспринимает речь, обращённую к нему; недостаточно развиты навыки коммуникации, ребёнок старшего дошкольного возраста нечасто является участником социального взаимодействия.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.