РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Проблема развития речи и психолого-педагогического сопровождения детей с детским церебральным параличом у младших школьников

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое часто приводит к различному роду нарушением. За последние годы оно стало распространенным заболеванием нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Москве насчитывается около 4 тысяч подобных детей.

Идея сопровождения возникла как личностно-ориентированного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Одной из основных задач сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в условиях реального существования.

В Набережночелнинской школе-интернат «Омет» №86 ведется образовательная деятельность с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Здесь в данный момент обучаются и воспитываются 79 детей.

В школе-интернат «Омет» №86 имеется несколько направлений:

  1. разработка профилактико-коррекционных программ, направленных на создание более благоприятных условий для развития детей с ДЦП;
  2. создание условий для адекватного выбора родителями и ребенком образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;
  3. разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;
  4. изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения в связи с состоянием здоровья ребенка или возникшими проблемами;
  5. оказание помощи ребенку, изменившему образовательный маршрут, в адаптации к новым условиям;
  6. включение родителей в деятельность службы сопровождения.

Образовательное учреждение ориентировано на обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также на развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей с учетом их индивидуальных возможностей, личностных склонностей, а также способностей. Все это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития школьника.

Технология сопровождения учитывает характер и особенности заболевания и психического развития детей с ДЦП. Часто у этого отклонения есть и вторичные нарушения, как интеллектуальное недоразвитие, патологий зрения, общее недоразвитие речи.

Хотелось бы рассмотреть поподробнее такое вторичное отклонение учащихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, как общее недоразвитие речи.

Под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, фонематического слуха, звукопроизношения, грамматического строя, связной речи.

Одним из явных показателей ОНР является неразвитость экспрессивной речи.

У детей с ОНР отмечается низкий словарный запас ситуативного характера. Они плохо усваивают новые изученные слова, поэтому и не используют их в речи. У них отмечаются сложности в построении развернутой речи. Их речь малопонятна, так как имеются многочисленные аграмматизмы: трудности в словоизменении и словообразовании, неправильное использование частей речи (глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, союзов), либо опускание некоторых из них.

В связи с плохо сформированным навыком построения высказывания и с критичностью к своему дефекту у детей с общим недоразвитием речи отмечается низкая речевая активность, которая может падать, если не будет предпринято педагогическое воздействие. В дальнейшем это накладывает отпечаток на личности ребенка: он скован, неохотно идет на контакт, стеснителен.

Как одно из следствий общего недоразвития речи – это трудности освоения навыка пересказа. Пересказ – это воспроизведение услышанного текста своими словами в устной речи. Важно, что пересказ не значит заучивание текста, а осмысление его содержания. Для удачного освоения данного навыка детям необходимо уметь выделять основные моменты в рассказе, понимать последовательность событий.

Список использованной литературы:

  1. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. . —— М.: Просвещение, 2008, 216 с.
  2. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., «Медицина», 1976, 185 с.
  3. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.