РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Элементы интенсивной методики при обучении иностранному языку

Сегодня мы живём в эпоху радикальных перемен в обществе, культуре, смены ценностей. Мыслящий человек понимает, что для того чтобы идти в ногу со временем, необходимо обладать гибким интеллектом, уверенностью в себе и активно реализовываться. Отсюда и вытекает, что нужны новые стратегии в обучении и воспитании, ориентированные на человека как высшую ценность и предполагающие эффективное воздействие на него. Мы, учителя иностранных языков, призваны на своих уроках не только вводить определённый языковой и речевой материал, но также научить своих учащихся пользоваться этим объёмом знаний там и тогда, когда это им нужно.

Я работаю учителем английского языка 38 лет. Конечно, у меня выработался свой стиль обучения языку. Первые двадцать лет работы в школе я использовала в своей практике ту методику преподавания иностранного языка, которую нам, будущим учителям, давали в педагогическом институте. Работая по учебникам и пособиям разных авторов, я тщательно следовала их рекомендациям и функциональным возможностям их учебников.

Для поддержания постоянного интереса к предмету организовывала и проводила самые разнообразные внеклассные мероприятия. Опыт моей внеклассной работы по английскому языку обобщён в методическом сборнике «Оптимисты» г. Майкоп, 1997г. В моей работе были и радостные моменты, когда видела хорошие результаты своего труда, были и разочарования. Дело в том, что мои ученики хорошо читали, переводили, анализировали тематические тексты, пересказывали их и прочее. Но всё равно оставалась какая-то неудовлетворённость в части устной речи. Я спрашивала себя: «Каким методом стоит овладеть, чтобы научить детей понимать иностранную речь и ясно изъясняться?».

Я была уверена в том, что нужно выбирать какие – то новые методы, которые стимулировали бы учащихся на достижение отличных результатов не только в освоении языкового материала, но и речевых компетенций. Лет двадцать пять тому назад на курсах повышения квалификации учителей при Адыгейском институте усовершенствования учителей известный преподаватель факультета иностранных языков в АГУ Д.К. Жане провёл ряд интересных занятий по интенсивной методике Г. А. Китайгородской. Доходчиво и интересно он рассказал нам о том, что это нетрадиционный способ. В основе этого метода лежит эффект сверхзапоминания, когда человек воспринимает и усваивает информацию без критического её осмысления. Этот метод базируется на принципах суггестологии , разработанных болгарским учёным - психотерапевтом Г. Лозановым.

Мне импонировало то, что этот метод предполагал быстрое и интенсивное обучение языку, когда изучение теоретических моментов сведено почти на нет, а главное внимание уделяется разговорной речи. Я усвоила, что психологические опоры интенсивного обучения требуют особой организации учебного материала и всего учебного процесса.

Проанализировав услышанное об интенсивной методике на курсах, прочитав дополнительную методическую литературу о методе Г. А. Китайгородской, я сделала вывод, что этот метод, безусловно, заслуживает внимания. Я решила использовать не всю методику, а некоторые её элементы.

Нужно помнить три основных принципа, которые подлежат обязательной реализации:

1. Принцип личностного общения. Учитель и ученик являются партнёрами. Учитель должен строить общение в классе по типу реального общения. Для этого должна быть создана соответствующая доверительная и дружеская атмосфера. Учитель должен быть доброжелательным и проявлять интерес к каждому ученику. Желательно, чтобы дети сидели полукругом, а не смотрели в затылок друг другу как при обычной посадке в классе.

2. Принцип игровой организации. Я создаю упражнения для решения конкретных задач на определённом языковом и речевом материале, а затем вплетаю их в общий сюжет занятия. Речевые задания подаются как естественные жизненные ситуации. Речевая зарядка, фонетическая зарядка, учебный разговор «учитель-ученик», интенсивные упражнения, когда учащиеся по цепочке многократно повторят вопросы и ответы по заданной теме, спонтанное составление диалогов по заданной речевой ситуации, работа с тематической презентацией, поговорками или пословицами по теме, постоянная смена ролей и ситуаций на уроке способствуют поддержанию мотивации речевых действий, что является важным условием для формирования прочного речевого навыка.

3. Принцип коллективного взаимодействия. Учащиеся активно общаются, стараются услышать и понять друг друга. Условием успеха каждого является успех остальных. Важно добавить то, что метод интенсивного обучения английскому языку сочетается со специальной технологией–«вытяжным запоминанием». Давно известно, что мелодика, жест, мимика, ритм как бы «вытягивают» из человека слова, которые с ними ассоциировались. Например, при введении слов, передающих значение характерных черт: smart, stupid, kind, evil, merry, funny, я использую известные жесты.

Без технического оснащения и ИКТ- компетентности учителя невозможно воплощение принципов интенсивного метода. В кабинете учителя иностранного языка должны быть компьютер, проектор и экран. За последние несколько лет, вместе с оптимизацией учебного процесса, стало намного трудней обучать детей только традиционными методами. Большие классы не делятся на подгруппы. Учителю очень сложно охватить многих детей, т.е. опросить и провести на должном уровне индивидуальную работу, накопить нужное количество оценок. Нерадивые ученики пользуются тем, что учитель не успевает опросить многих детей за один урок, и часто не готовятся к занятиям.

Я не за то, чтобы совсем отказаться от традиционной методики – введение материала таким образом, как это предлагают авторы учебников. Но там, где по теме много сложных лексических единиц, либо присутствует сложная грамматическая структура, я составляю свой полилог или сюжетную линию, в которой насколько возможно представлены тематические фразы, пословицы, небольшие викторины, грамматические реалии, которые прослушиваются с переводом на нескольких уроках, затем на последующих уроках я произношу их на русском языке, а учащиеся воспроизводят их на английском языке многократно по цепочке.

На следующем этапе предлагаю детям сделать монологические высказывания или построить короткие диалоги по заданной речевой ситуации. На использование элементов интенсивной методики отвожу не более десяти – пятнадцати минут на уроке. Ведь никто не отменял работу с тематическими текстами, письменными упражнениями, домашним чтением. Существует ещё и проектный метод, на которой я отвожу не менее двух часов при изучении каждой темы. Проектная методика по-своему дополняет интенсивную, и в совокупности они способствуют обучению учащихся говорить на иностранном языке, а значит, должны использоваться в обучении английскому языку.

Мой многолетний опыт использования элементов интенсивной методики в обучении иностранным языкам показывает, что он положительно влияет на изучение иностранного языка независимо от возрастных особенностей. Интенсивный метод способствует овладению устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов. Этот метод позволяют повысить интерес обучающихся к работе, способствует формированию коммуникативных, речевых компетенций.

Использованная литература:

  1. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам //Иностранные языки в школе. 1980. №2. С. 67-73.
  2. Тарнопольский О.Б. Методика обучения английскому языку: Учеб. пособ. / О.Б. Тарнопольский, С.П. Кожушко. - К.: Ленвит, 2004. - 192 с.
  3. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособ. / Щукин А.Н. - М.: Филоматис, 2008. - 188 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.