РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Проблема дистанционного обучения иностранным языкам в современной системе образования

Дистанционное обучение - это, пожалуй, одна из самых актуальных тем на сегодняшний день. В режиме самоизоляции нам всем пришлось обучать детей дистанционно. Данная форма получения знаний для многих оказалась непривычной. Но именно ДО стало выходом из очень непростой ситуации, в которую попали все, кто имеет то или иное отношение к образованию. Пришлось полностью перестроить свою работу и активно использовать в своей педагогической деятельности дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда ученик и учитель разделены пространством.

Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – говорение, аудирование, чтение, письмо. При дистанционном обучении иностранным языкам нужно организовать работу учащихся так, чтобы они самостоятельно при курировании учителя выполняли те или иные виды деятельности.

Рассмотрим возможности дистанционного обучения различным видам деятельности:

Чтение. При дистанционном обучении чтению каждому учащемуся нужно предоставить возможность читать и упражняться в этом виде деятельности.

Если целью обучения является обучение правилам чтения, учебный справочник в печатном или в электронном виде должен содержать в себе правила чтения букв и буквосочетаний, упражнения на применение этих правил при чтении отдельных слов, предложений. Существуют программы, способные на слух определить правильность прочитанных слов.

Если же целью обучения является обучение навыкам понимания при чтении иноязычной литературы, то здесь должны быть продуманы варианты контроля уровня понимания. Это могут быть тесты, ответы на вопросы, пересказ и многие другие задания. При дистанционном обучении чтению учащийся должен следовать руководствам, заранее разработанным учителем, вести дневник, в котором следует отражать свою работу с текстом, записывать вопросы, которые затем следует задать учителю, отвечать на вопросы, содержащиеся в руководстве, выполнять контрольные задания.

Для дистанционного обучения чтению иноязычной литературы подходят кейс-технология и сетевая технология. Также можно использовать телеконференцию для лучшей связи с учителем. Для связи с учителем или для общения учащихся между собой можно использовать электронную почту, чат или электронную доску объявлений.

Аудирование. Наряду с аудиосредствами для обучения аудированию широко используются и видеозаписи, которые содержат экстралингвистические и контекстные ключи к пониманию, а также показывают важные для понимания визуальные элементы. Возможность остановки и повторного прослушивания или просмотра позволяет отработать множество звуков и изображений, лучше понять аудиоматериал. Компьютер с его мультимедийной комплектацией играет большую роль в процессе обучения пониманию иноязычной речи на слух в системе дистанционного обучения.
Процесс обучения пониманию иноязычной речи на слух в системе дистанционного обучения требует дорогостоящего оборудования: хороших видеокарт, веб-камер, микрофона и др. Однако при наличии всего этого и при правильном методическом и дидактическом сопровождении обучение аудированию дает отличный результат.

Письменная речь и говорение. Обучение говорению и письменной речи (следует заметить, что письменная речь – это та же устная, только изложенная на бумажных или электронных носителях) происходит путем осуществления общения между учащимся, группой и учителем. Обучение письменной речи может осуществляться при помощи электронной почты, чатов, синхронной коммуникации. Обучение же устной речи в системе дистанционного обучения может осуществляться только во время телеконференций

В процессе коммуникации учащиеся пользуются всеми видами деятельности:

  • пониманием иноязычного текста и навыками письма (общение посредством письменной речи);
  • аудированием и навыками говорения (общение посредством устной речи).

Ни одному виду деятельности нельзя научить, не обращая внимания на три аспекта обучения иностранному языку:

Лексика. Обучение лексики происходит при помощи учебника (или его электронного варианта), электронных приложений к нему, разработанных упражнений и заданий для самоконтроля и контроля. Весь процесс курирует учитель. Для обучения данному аспекту иностранного языка подходят кейс- технология и сетевая технология.

Грамматика. При обучении грамматики нужно обязательно предоставить учащемуся доступ к различным словарям, учебникам, грамматическим справочникам, а также к постоянно пополняющимся источникам дидактической языковой информации. Здесь также станут уместными кейс-технология и сетевая технология. Для обсуждения употребления грамматического явления могут использоваться все средства коммуникации между учащимися и учителем.

Фонетика. Обучение фонетике делится на теоретические и практические этапы. Теоретический этап содержит краткие теоретические сведения. Практический этап заключается в отработке произношения, интонации, скорости речи. В последнее время появился ряд технологий, позволяющий обучать фонетике в системе дистанционного образования. Однако, следует отметить, что наиболее плодотворным будет обучение практической фонетике при непосредственной коммуникации с учителем, когда он слышит, как ученик произносит слова и может его поправить. Речь идет о теле- или аудио-конференции on-line.

Для организации самостоятельной работы учащихся по изучению иностранного языка и при наличии стабильного интернет соединения у учащихся можно использовать такие электронные образовательные ресурсы, как образовательные сайты и интерактивные образовательные платформы. Помимо разработки маршрутных листов в своей работе я активно пользовалась цифровыми дистанционными площадками ЯКласс, Учи.ру, Дневник.ру, РЕШ. Каждая площадка позволяет выполнить определенные образовательные цели и задачи. Практически во всех школах уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания.

Однако массовый переход на дистанционный формат нельзя назвать гладким: из-за неожиданно большой нагрузки электронный журнал дает сбой, учащиеся периодически сталкиваются с техническими неполадками. Во время дистанционного обучения я открыла для себя очень хороший видео материал по английскому языку на РЕШ. Яркий, красочный видео материал организован по изучающим темам. Хорошо, доступно и понятно для учащихся вводит новую лексику. Правда закрепление и тренировка новой лексики никак не предусмотрена.

Темы в основном совпадают со школьной программой. Если и есть расхождение, то оно не большое. Считаю, что данную площадку можно использовать на уроках как вспомогательный, иллюстрационный материал во время обучения в школе. ЯКласс- это удобный образовательный сайт, который мотивирует учащихся и экономит время. Понятное изложение материала, неплохие тесты, быстрая оценка, быстро работает. Темы хорошо структурированы. В теории нет «воды». Сразу даются тесты на понимание и закрепление материала. Правда есть некоторые отступления от школьной программы. На мой взгляд, достаточно понятно все описано. В данной системе есть различные тесты, которые в он-лайн режиме выставляют баллы, а у учителя отражается текущий рейтинг. Есть возможность создать тест самому, который можно ограничить во времени прохождения, количестве попыток сдачи. Считаю, что данный ресурс можно рассматривать как дополнительное средство подготовки учащихся. Но время на платформе очень ограниченное. Сайт Учи.ру позволяет увидеть полную информацию об учебной деятельности учеников, проследить их активность, трудолюбие и качество усвоения учебного контента. Но в этом ресурсе кроме преимуществ есть также и недостатки. Во-первых, часто приходится сомневаться, насколько интерактивные задания соответствуют уровню развития учащихся. А во-вторых, во многом задания отстают от интеллектуальных способностей и имеют в основном репродуктивный характер. Безусловно, ни одна из этих платформ не заменит живого учителя, но применять в своей работе иногда можно.

В заключение следует сказать, что в современной системе образования дистанционное обучение не может составить конкуренцию традиционным формам обучения. Однако оно помогает обучить учащихся всем видам речевой деятельности и формирует у них коммуникативную компетентность, что является главной целью обучения иностранным языкам.

Автор:
Блохина С.В.,
учитель английского языка
МБОУ «Новолядинская СОШ»,
р.п. Новая Ляда, Тамбовский р-н,
Тамбовская область

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Список литературы

  1. Дистанционное обучение: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.С. Полат [и др.] ; под ред. Полат Е.С. – Москва: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 1998. – 191 с.
  2. Полат, Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностр. яз. в шк. – 1998. – №5. – С. 6-11.
  3. Тавгень, И.А. Анализ ресурсов и дидактических средств, используемых в технологиях дистанционного обучения / И.А. Тавгень // Народная асвета. – 2002. – №7. – С. 9-12.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.