РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Влияние правильного выполнения техники бега на средние и длинные дистанции

Одной из важнейших задач современного образования является воспитание здорового человека, всесторонне развитой личности. Одним важнейших условий решения этой задачи является развитие студенческого спорта. Эту сферу социальной деятельности можно разделить на три важнейших направления. Во-первых, студенческий спорт – это источник для спорта высших достижений, во-вторых, он является способом продвижения культуры спорта в массы, а в-третьих, это также способ продвижения основ здорового образа жизни среди студенческой молодежи.

Немаловажна роль студенческого спорта и в подготовке легкоатлетов. Внимание к повышению достижений массового спорта борьба с недостатками в обучении легкоатлетов на данном этапе, этапе студенчества, а особенно бегунов на длинные дистанции может дать большие результаты для спорта высоких достижений.

Известно, что бег на дистанции требует максимально выносливых способностей. Улучшение выносливости является сложным комплексным процессом, в котором развитие данного качества не может осуществляться изолировано от силовой подготовки.

Проанализировав теорию и практику вузовской физической подготовки, мы пришли к выводу, что обучение бегунов не уделяется должного внимания. Основные методические разработки рассчитаны на спортсменов-юниоров и на атлетов, имеющих спортивные разряды. То есть упущено среднее звено, подготовка спортсменов, обучающихся в высших учебных заведениях, не имеющих базовой обще спортивной специальной подготовки.

Необходимо научить технике правильного бега. Правильная техника бега помогает не только избежать травм суставов и сухожилий, но еще и расходовать ресурсы организма более эффективно. При этом соблюдать правильную траекторию движения нужно не только спортсменам, ведь неправильная постановка ног может отразиться на здоровье суставов даже при незначительных нагрузках.

Техника бега на длинные дистанции имеет особенность, заключающуюся в расслаблении мышц ног и плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы организм смог выдержать большие нагрузки без потери скорости бега. Расслабление ног происходит поочередно в момент принесения голени вперед после отталкивания. Руки же отдыхают при постановке опорной ноги на грунт. Плечи в этот момент немного опускаются.

Ступня ставится на грунт таким образом, чтобы при касании грунта пятка находилась почти перпендикулярно под коленом. Постановка ступни на грунт зависит от скорости бега и длины шага. Бегун на средние дистанции ставит ногу на грунт первоначально внешним краем передней части ступни, а затем касается грунта всей ступней. По мере удлинения дистанции бегун ставит ногу на грунт более плоско. Перекат ступни с пятки на носок нецелесообразен.

Очень часто в университетской программе тренировки по легкой атлетике разрабатываются с ориентировкой на возрастные особенности студентов без учета индивидуальных особенностей. Это становится причиной перегрузок вследствие специальной подготовки к соревновательной деятельности. Это является и фактором риска для здоровья обучающегося.

Если студент имеет уже специальную подготовку, он обучался в специализированной спортивной школе, и имеет опыт бега на среднею и длинную дистанцию, то этот риск минимален, так как есть опыт общефизической подготовки. Причем данные методики должны быть рассчитаны на круглогодичный курс и адаптированы к условиям вуза.

С целью разработки подобной методики мы провели предварительный эксперимент на базе Алмалыкского филиала НИТУ «МИСиС». Исследование проводилось с привлечением студентов нашего вуза в качестве испытуемых. Всего было обследовано 40 человек. Среди них 25 юношей и 15 девушек в возрастной группе 19-23 года. В качестве индикаторов принимались количественные показатели выполнения упражнений на выносливость, а также бег на дистанции 3000 м, 5000 м.

В ходе эксперимента делались замеры биометрических показателей:

  • сердечно-сосудистая система – пульс в покое и пульс при физической нагрузки, артериальное давление в покое и после выполнения упражнения, и в процессе выполнения упражнения;
  • дыхательная система – частота дыхания до выполнения упражнения и в процессе выполнения упражнения.

Испытуемые были поделены на группы, одна из групп была контрольной. В ней тренировались по традиционной методикам, используемым в программе обучения вузов, с ориентацией на возрастные характеристики без учета индивидуальных особенностей, группе также применялись упражнения в статодинамическом режиме. Это делалось для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат и оптимизации мышечной выносливости с определенной локализацией.

Для экспериментальной группы была разработана специализированная методика. Ее особенность заключается в том, что она индивидуально ориентирована, и основана на усиление внимания на технику бега, при выполнении всех таких же упражнений.

Эксперимент длился в течение одного семестра и показал положительные результаты. В экспериментальной группе у подавляющего большинства испытуемых измеряемые индикаторы физического развития и состояния систем организма показали положительную динамику. Также результаты показали, что улучшились индикаторы восстановления организма спортсменов после больших физических нагрузок. Это говорит об улучшении и адаптационных способностей организма.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что новая методика легкоатлетической подготовки более щадящим образом воздействует на организм молодых спортсменов, не имеющих специальных спортивных навыков, не вредит их здоровью, в то же время положительно сказывается на их физической форме и спортивных показателях. Если в процессе беговой подготовки использовать преимущественно бег в аэробном режиме, то это улучшает показатели работы сердечно-сосудистой системы, а применение упражнений на силовую работу позволяет повысить показатели общефизической подготовки, а также выносливости, что очень важно при длительном беге.

Результаты эксперимента позволяют судить о том, что у студентов экспериментальной группы темпы роста спортивных результатов были объективно значительно выше, чем в контрольной. Бег на выносливость, техника которого подразумевает ритмичное напряжение и расслабление, осваивается не сразу, поэтому бегунам стоит постоянно выполнять упражнения.

Таким образом, мы полагаем, что в вузовской программе спортивная подготовка начинающих спортсменов на основе легкой атлетики должна быть подчинена требованиям спортивного совершенствования. Новая скорректированная методика зарекомендовала себя. Она позволяет решать важнейшие задачи: укреплять здоровье спортсменов, создавая основу для достижения дальнейших спортивных результатов. Данная методика позволяет избежать травмирующих факторов, а также физического перенапряжения юных спортсменов, не имеющих еще базовой общефизической подготовки.

Источники и литература

  1. Максимов А. С. РФ: система комплексного контроля бегунов на средние дистанции / А. С. Максимов. – Теория и практика физической культуры. – 2000. - № 5. – 33-34 с.
  2. Мартыненко В. С. РФ: оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие аэробной выносливости студентов 17-20 лет // Ученые записки университета Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (76) – 2011 – 40 имени П. Ф. Лесгафта. – 2008. - № 1 (35). – 65-68 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.