РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система упражнений по развитию речи младших школьников

Данная система упражнений по развитию речи поможет учителю начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения. Система упражнений развивает не только речь, но и мышление, память, воображение. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности.

Упражнения на развитие мышления.

На уроках обучения грамоте и русского языка:

1) Разделите слоги на группы. Почему так разделили?

А)

Б)

2) Выберите лишнее слово. Почему?

  • бак
  • Бок
  • Бег
  • Бук

Лишнее слово бег, так как написание буквы расходится с произношением.

  • суп
  • дуб
  • гриб
  • дуб

Лишнее слово суп, так как произношении буквы не расходится с написанием.

3)

  • Ягоды
  • Рыбка
  • Мосты
  • Дрозды

При изучении парной согласной. Лишнее слово рыбка, так как остальные слова проверочные, также ребёнок может сказать, что лишнее слово ягода.

Потому что начинается на гласную, обозначает в начале слова два звука.

4)

  • Бусы
  • Домик
  • Бык
  • Тигрёнок
  • Были
  • Лиса
  • Билет
  • Белка

Лишнее слово бык, потому что оно односложное, а остальные двусложные или трёхсложные. Также может лишним быть слово домик, так как это предмет не живой, остальные живые. Также лишним может тигрёнок, так как начинается с глухого согласного звука.

5) Разделите на две группы

При изучении суффиксов на уроках обучения грамоте.

6) На уроках чтения фантазируем, перед прочтением текста. Если он с иллюстрацией предполагаем о чём пойдёт речь в тесте.

1) Произведение Е. Кузнеца «Ботинки».

  • Какого возраста мальчики на рисунке нашего художника?
  • Они школьники ?
  • Как вы догадались?
  • Что скажите о них? Что у них могло произойти?
  • Почему они грустные?

2) Учитель называет слово, которое передаёт о чём будет текст. Проводится до чтения текста.

Гриб

О чём может идти речь в тесте, если в нём используется это слово.

  • о лесе.
  • о грибниках.
  • об осени
  • о разновидности гриба
  • об осторожности при сборе грибов.
  • о приготовлении пищи.

Если скорость упала, можно взять другое слово и продолжить выполнение упражнения.

Аналогично проводится, если называем два слова. Дети уже отвечают более полные предложения.

«Кот» и « лист».

  • о том, как кто играл с листом.
  • о том, как кота засыпали листья.
  • о листе бумаги, на котором нарисован кот.
  • о коте, который порвал этот лист.

7) Общие слова.

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так ка позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

А) Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

Б) Назови одним словом:

  • Туфли, ботинки, сапоги- это…
  • Молоток, пила, топор- это…
  • Сосна, берёза, клён- это…

8) Скажи наоборот. Упражнение в образовании антонимов в разных частях речи на уроках русского языка.

  • Существительные: смех-…, лето-…, день-… и т.д.
  • Глаголы: пришёл-…, влетел-…, нырнул-… и т.д.
  • Прилагательные: широкий-…, маленький-…, богатый-...

9) Один- много.

На уроках русского языка при изучении темы единственного и множественного числа.

10) Большой – маленький.

На уроках обучения грамоте при знакомстве с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Чашка-чашечка
  • Кот- котик
  • Дом-домик
  • Стол-столик
  • Стул- стульчик

Слова на заданный звук.

Придумать такие слова не так просто. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых на уроках русского языка в дальнейшем.

Придумать, чтобы данный звук стоял в начале, середине слова, в конце.

11) Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. яблоко, слива, огурец, груша.
  4. молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. час, минута, лето, секунда.
  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  7. платье, свитер, шапка, рубашка.
  8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

12) Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.

ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОМОБИЛЬ.

СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК

СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.

ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.

13) Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

  • Папа ушел на работу.
  • Поезд летит по небу.
  • Человек вьет гнездо.
  • Почтальон принес письмо.
  • Яблоко соленое.
  • Дом пошел гулять.
  • Волк бродит по лесу.
  • На дереве выросли шишки.
  • Кошка гуляет по крыше.
  • Собака гуляет по крыше.
  • Девочка рисует домик.

14) Игра «Подбери слово»

  • У галки - ….
  • У коровы - ….
  • У козы - ….
  • У собаки - ….
  • У лягушки - ….
  • У свиньи - ….
  • У курицы - ….
  • У овцы - ….

Гусь – гусыня.

  • Осел - ….
  • Кот - ….
  • Баран - ….
  • Медведь - ….
  • Петух - ….
  • Лось - ….
  • Селезень - ….

Куры спят в курятнике

  • Муравьи - в муравейнике
  • Скворцы в скворечнике.
  • Свиньи - в …
  • Пчелы - в ….
  • Собаки - в …
  • Медведи - в …
  • Коровы - в …
  • Лисы - в …

Зверей укрощает укротитель

За кассовым аппаратом сидит кассир, в банке работает банкир. Продолжим эту игру.

  • Древесный уголь бывает в шахте …
  • Картины рисует …
  • Книги пишет …
  • Кондитерские изделия выпекает …
  • Фокусы показывает …

15) Прятки

А теперь поиграем в прятки. В этой игре слова, обозначающие животных, спрятались внутри других (в начале, в середине или конце слова).

  • Гигиена
  • Петля
  • Голосование
  • Укротитель
  • Заслонка
  • Черемуха
  • Коньки
  • Шутка

16) Палиндромы

Палиндром (перевертыш) - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Например: "заказ", "доход". А вот фразы: "Дорога за город".

Слова палиндромы:

  • Растение (боб)
  • Глаз (око)
  • Разновидность револьвера (наган)
  • Имя девочки (Анна)
  • Отец матери или отца (дед).

17) Анаграммы

Анаграмма - это перестановка в слове букв или фразе, образующая другое слово или фразу. Например: "бар" - "бра", "нос" - "сон»

18) Игра «Кто кем будет»

Учитель показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос.

Список литературы

  1. Погодина А. // Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций. Начальная школа. 2010. № 13.
  2. Жедек П.С. // Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 1992.
  3. Бобровская, Г.В. // Активизация словаря младшего школьника. 2003.
  4. Катонова, Е.М.// Развитие языковой и речевой способности младших школьников. 2004. с.20.
  5. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. 2004
Всего комментариев: 0
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены