РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Технология развития критического мышления

За последнее время рост различного рода информации требует от человека умения ориентироваться в мире этой информации — собирать, обрабатывать, критически оценивать, синхронизировать, сохранять и транслировать информацию. В связи с этим возникает необходимость в формировании у обучающихся таких качеств и умений, которые в последующем должны позволить ему активно заниматься самообразованием, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни [2].

Технология развития критического мышления позволяет развить у обучающихся навыки критического мышления, что способствует построению индивидуального образовательного маршрута не только при изучении отдельных тем, но и при решении различных задач, вследствие чего развиваются способности к самореализации и дальнейшему самообразованию. Значение развития критического мышления в своих работах рассматривали И.В. Муштавинская, Л.С.Звягин, О.Н. Отмечали большое значение в условиях реализации ФГОС применения ТРКМ Е. А. Трубинова, О.Н. Медникова. А.А. Кабанов, И. А. Гревцев, И. С.Комарова. Главной задачей данной технологии является научить обучающихся критически мыслить[1,3,4].

Согласно И. В. Муштавинской критическое мышление – это открытое рефлексивное оценочное мышление, с его помощью можно развивать у обучающихся умения работать с текстом, сравнивать различные точки зрения, конструировать и выдвигать собственное мнение [4].

Технология развития критического мышления применима для любых учебных дисциплин, в том числе на уроках биологии и состоит из трех стадий

1. «Вызов». Первому этапу характерна активизация у обучающихся ранее полученных знаний, а также повышение интереса к новой теме. На данном этапе можно использовали приемы, «Верите ли вы?», «Верные—неверные утверждения», «Ромашка Блума».

Разберем один из приемов - «Кластер».

При выполнении этого задания обучающиеся выделяют основные смысловые единицы и представляют их в виде схемы и обозначают связь между ними. В итоге кластер приобретает вид схемы, способствующего обобщению и систематизации учебного материала.

2. «Осмысление». На данном этапе начинается целенаправленная работа обучающихся с разнообразными заданиями, способствующая формированию умений анализировать, классифицировать, выделять общие и особенные черты для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.

На втором этапе можно использовать прием «общее — уникальное». Суть заключается в том, что обучающимся необходимо написать элементы, указав при этом их общие и уникальные для каждого черты. Благодаря применению данного приема, можно развить у обучающихся умение интерпретировать и творчески перерабатывать новую информацию.

3. «Рефлексия». Здесь обучающиеся начинают активное переосмысление приобретенных знаний и дают оценку собственных представлений о полученных знаниях. На данном этапе обучающиеся должны обобщить изученный материал выполняя задание «синквейн», составление обучающимися стихотворения состоящего из 5 строк. У обучающихся в результате формируется умение давать рефлексивную оценку пройденного учебного материала

Целью применения данной технологии является развитие у обучающихся важных качеств личности: критическое мышление, рефлексивность, самостоятельность, коммуникативность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности [5].

Таким образом, технология развития критического мышления, позволяет не только повысить качество знаний обучающихся, но и ориентироваться в потоке информации научит, правильно расставлять приоритеты и принимать самостоятельные и взвешенные решения.

Литература

  1. Звягин Л.С. Понятие и технология критического мышления как основа современных образовательных технологий / Л.С. Звягин // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. – 2016. – Том 1. – С. 102-108.
  2. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия [Текст] /О.А. Карабонова [Электронный ресурс]. URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250
  3. Медникова О.Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся / О.Н. Медникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №6 (159). – с.17-20.
  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие/ Муштавинская И.В.— СПб.: КАРО, 2009.— 144 c.
  5. Чуланова, Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности:дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2017. - 224 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.